Размер:
Цвет:

Бюллетень с 09 – 16.03.2015

БЮЛЛЕТЕНЬ

ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОВОСТЕЙ

 

№ 010-2015

(9 марта – 16 марта 2015 г.)

 

Приняты масштабные поправки в Гражданский кодекс РФ   2

Принят Кодекс административного судопроизводства  2

НАЛОГИ В ГОСДУМЕ   2

Коммунисты ГосДумы предлагают повысить НДФЛ до 16 %   2

ГосДума рассматривает проект, уточняющий порядок применения УСН  2

НОВОСТИ ДЕОФШОРИЗАЦИИ И АМНИСТИИ КАПИТАЛОВ   3

Будет ли приостановлено действие закона о деофшоризации?  3

Участники предстоящей амнистии могут быть освобождены от уплаты каких-либо платежей  4

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ   4

Интересные «налоговые» цифры по итогам 2014 года  4

Президенту внесено предложение по созданию Пенсионного кодекса  5

Возмещение экспортного НДС будет ускорено  5

Счетная палата предлагает отменить льготы по земельному налогу  5

Бизнес просит В.В. Путина сдвинуть введение экологического сбора на 2018 г. 5

В МИНФИНЕ РФ    5

У бухгалтеров появился свой стандарт  5

Минфин не оставляет своих намерений увеличить ставку пени почти вдвое  6

БАНКИ И НАЛОГИ   6

Ключевая ставка ЦБ снижена с 15 до 14 %   6

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ: ПРАКТИКА   7

Налоговые органы оспаривают обоснованность зарплат при плохой работе специалистов  7

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ   7

Более 1600 жителей Свердловской области заявили доходы от сдачи жилья в аренду в 2014 году  7

В Крыму наблюдается сокращение малого бизнеса  7

НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ   8


ГОРЯЧАЯ НОВОСТЬ НЕДЕЛИ

Приняты масштабные поправки в Гражданский кодекс РФ

 

8 марта 2015 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую ГК РФ». Проект закона рассматривался ГосДумой с начала апреля 2012 года (историю рассмотрения проекта можно посмотреть здесь).

В основном поправки касаются вопросов обязательственного права и предусматривают более гибкое правовое регулирование договорных отношений как путем установления новых норм, так и реформирование существующих правовых конструкций и институтов.

Закон вступает в силу с 1 июня 2015 года.

После подробного анализа читателям Бюллетеня будет представлен своеобразные «путеводитель по поправкам», который будет приложением к настоящему Бюллетеню.

Принят Кодекс административного судопроизводства

8 марта 2015 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 21-ФЗ «Кодекс административного судопроизводства», проект которого рассматривался ГосДумой с 26 марта 2013 года (историю рассмотрения проекта можно посмотреть здесь).

Закон вступает в силу с 15 сентября 2015 года и с этой даты споры граждан с государством будут разбираться в судах общей юрисдикции по новым правилам.

По КАС будут рассматриваться дела об оспаривании нормативных правовых актов, решений органов власти и чиновников, а также споры о присуждении компенсации за волокиту в судопроизводстве. Так же водится обязательное ведение гражданами ряда административных дел с участием представителя: обязательное представительство устанавливается для лиц, не имеющих высшего юридического образования, и только по административным делам, представляющим наибольшую сложность с точки зрения реализации гражданами своих процессуальных прав и обязанностей.

 

НАЛОГИ В ГОСДУМЕ

 

Коммунисты ГосДумы предлагают повысить НДФЛ до 16 %

13 марта 2015 г. в ГосДуму внесен проект закона о повышении подоходного налога с 13 до 16%/ Ознакомится с проектом  № 743569-6, внесенным депутатом от КПРФ Николаем Рябовым можно здесь.

Проект закона внес депутат Николай Рябов (КПРФ).

Повышение ожидается с 1 января 2016 года.

Повышение НДФЛ ожидает лиц с высокими доходами.

Проектом предусмотрено, что от обложения НДФЛ по ставке 16% проектом закона освобождаются доходы в части, которая не превышает минимальный размер оплаты труда (МРОТ) за каждый месяц налогового периода (в 2015 МРОТ составляет 5965 руб/мес).

 

ГосДума рассматривает проект, уточняющий порядок применения УСН

 

Неоднозначный проект о налогах рассматривается в настоящее время в ГосДуме, речь идет о законопроекте № № 673716-6 «О внесении изменений в НК РФ (в части уточнения порядка определения объекта налогообложения по налоговым режимам в виде единого сельскохозяйственного налога и упрощенной системы налогообложения)».

Как указано в Пояснительной записке внесение указанных поправок позволит не учитывать в доходах при определении объекта налогообложения по налогам, уплачиваемым в связи с применением ЕСХН и УСН, суммы НДС, полученные в связи с выставлением счетов-фактур с выделением в них сумм налога на добавленную стоимость. Дело в том, что согласно подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, в случае выставления лицами, не являющимися плательщиками НДС покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.

Однако как считают разработчики (и их, в данном случае поддерживает Минфин в письме от 30.01.15 № 03-11-11/3688, суммы НДС включаются в доходы от реализации и облагаются ЕСХН и налогом, уплачиваемым в связи с УСН. Поэтому, указывают инициаторы проекта, исключение из доходов, уплаченных в бюджет сумм налога на добавленную стоимость, при определении объекта налогообложения по указанным налоговым режимам позволит исключить двойное налогообложение.

Комментарий от «НФП»: Однако по нашему мнению и без подобных поправок НДС, полученный от покупателей лицом, применяющим спецрежим, не обязано включать данный налог в доходы. Ведь огласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ при исчислении налога по УСН учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. Таким образом, для целей применения УСН доходы определяются в порядке, установленном гл. 25 НК РФ. А данный порядок подразумевает, что при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав) – п. 1 ст. 248 НК РФ.

Можно только предположить, что и разработчики и Минфин исходят из того, что в данной ситуации НДС предъявляется покупателю «не в соответствии с НК РФ», а значит, на него не распространяется общее правило об исключении из состава доходов? То есть для такого НДС нужно специальное правило. В любом случае внесенный в ГосДуму проект уточняет применение порядка определение дохода, который на практике вызывает неоднозначное толкование.

 

НОВОСТИ ДЕОФШОРИЗАЦИИ И АМНИСТИИ КАПИТАЛОВ

Будет ли приостановлено действие закона о деофшоризации?

 

В соответствии п.4 ст.4 Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ налоговые резиденты РФ, владеющие на 1 января 2015 года бизнес активами за рубежом (свыше 10 %) обязаны до 1 апреля подать в налоговый орган уведомление об участии в иностранной компании (структуре).

Но до 1 апреля осталось немногим 2 недели, однако до сих пор ФНС так и не утвердила соответствующей формы такого уведомления. Интересно отметить, что, судя по информации с сайта www.regulation.gov.ru,                                                                                                                                                                                                                                                 обсуждение этой формы завершится только в конце апреля, т.е. до 1 апреля она уже точно утверждена быть не может.

В связи со сложившейся ситуации 13 марта Минфин РФ выступил с инициативой о переносе срока подачи уведомления, о чем и сообщил заместитель министра финансов С.Д. Шаталов.

«Нам важно это сделать быстро, потому что 1 апреля наступает срок, когда подается уведомление о контролируемых иностранных компаниях. И первоочередная задача - это немножко передвинуть срок. Мы думаем, что это 1 сентября, бизнес тоже с нами согласен», - сказал Шаталов.

Однако в прессе встречаются упоминания и о других сроках, например о переносе срока подачи уведомления на 15 июля, или вообще предлагается привязать вступление в силу Федерального закона № 376-ФЗ  к вступлению в силу закона об амнистии капиталов.

К сожалению, С.Д. Шаталов не уточнил, когда и в каком порядке проект закона о переносе сроков будет внесен в ГосДуму.

В настоящее же время можно констатировать, что даже в случае непринятия такого закона, если ФНС не утвердит форму уведомления к 1 апреля, разрекламированный закон о деофшоризации просто «подвиснет в воздухе», т.к. в фискальное  ведомство не выполнило возложенных на него законом функций и обязанные лица, таким образом, не в состоянии исполнить свою обязанность.

Только возникает вопрос, зачем вообще понадобились суета и  торопливость с принятием этого закона и с введением его в действие (проект закона поступил в ГосДуму 22 октября 2014 г., а уже 24 ноября 2014 г. был подписан Президентом РФ; введен в действие с 1 января 2015 г.) если сами же государственные органы были, как показывает день сегодняшний, полностью не подготовленные к работе с ним.

 

Участники предстоящей амнистии могут быть освобождены от уплаты каких-либо платежей

 

В понедельник 16 марта на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова обсуждался вопрос о параметрах предстоящей амнистии капиталов, о которой мы уже неоднократно писали на страницах Бюллетеня. Как сообщил представитель И. Шувалова: «На совещании предложено не делать амнистию платной и отказать от декларационного платежа, который может составить 1 % от активов или суммы неуплаченных налогов.

Напомним, что в первоначальной редакции законопроекта об амнистии вместе с предоставлением  спецдекларации планировалась также и уплата декларационного платежа, размер которого составлял 1 % от суммы незадекларированных объектов или неуплаченных налогов.

Однако, как видим, на совещании предлагается более радикальный вариант – вообще отказаться от платежа и для желающих воспользоваться амнистией остается фактически только одна обязанность – подать спецдекларацию. Таким образом, участникам будущей амнистии доступ к ней упрощается максимально, что дает возможность избежать ответственности по 11 статьям КоАП, 10 статей УК и шесть статей НК РФ.

Работа над проектом будущей амнистии продолжается.



 

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

 

Интересные «налоговые» цифры по итогам 2014 года

 

24 февраля 2015 года в ФНС состоялась расширенная коллегия под председательством руководителя ФНС РФ  http://www.nalog.ru/rn66/about_fts/fts/structure_fts/ca_fns/4306610/М.В. Мишустина, с участием Министра финансов РФ А.Г. Силуанова, посвящённая итогам работы ФНС за 2014 год и основным задачам на 2015 год. Я попытался из открытых источников проанализировать не только сугубо «отчетно-перевыборные» моменты, прозвучавшие на коллегии, но и посмотреть интересные цифры. Кстати о направления контрольной работы я расскажу в блоге завтра.

 

1) Открывая коллегию Министр финансов РФ А.Г. Силуанов сказал: «Работа Налоговой службы в последние годы заметно улучшилась. И любой налогоплательщик, организация или предприятие, почувствовали это на себе».

2) В своем докладе М.В. Мишустин сказал, что в консолидированный бюджет поступило 12,7 трлн рублей, что на 11,3% больше, в федеральный бюджет – 6,2 трлн рублей, что на 14,7% больше, чем в 2013 году. Причем подобные итоги достигнуты на фоне снижения цены на нефть и снижения выпуска подакцизных товаров, что сказывается и на НДПИ и на акцизы.

3) В 2014 году произошел очередной рост эффективности налогового контроля - при снижении количества проверок на 13%, доначисления на одну проверку увеличились с 6,9 до 8,3 млн рублей. На 13% выросли суммы, поступившие в бюджет по контрольной работе.

4) Благодаря использованию новых механизмов налогового контроля за ТЦО в бюджет дополнительно поступило 1,4 млрд рублей.

5) Количество судебных налоговых споров снизилось на 6%, при этом более 78% сумм, оспариваемых налогоплательщиками в суде, было рассмотрено в пользу бюджета.

6) Количество ИП, возросло за 2014 год на 39 тысяч и на 1 января 2015 года составило более 3,5 миллионов.

7) Сайт ФНС посещает до 8 млн пользователей в месяц.

8) На сайте ФНС России работают 39 онлайн сервисов для всех категорий налогоплательщиков. В сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» зарегистрировано свыше 12 млн пользователей, которые за 2014 год уплатили 3,5 млрд рублей налогов. Каждую неделю подключаются до 100 тысяч пользователей.

Президенту внесено предложение по созданию Пенсионного кодекса

Разработку документа могут включить в Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы РФ до 2030 года. Предлагается систематизировать массив законов и подзаконных актов, регулирующих пенсионное обеспечение, кодифицировав их, придав им системность и характер единого документа по примеру с существующими налоговым, трудовым, земельным и иными кодексами.

 

Возмещение экспортного НДС будет ускорено

Порядок предоставления вычетов по «экспортному» НДС в скором времени может стать примерно таким же, как и по внутренним операциям. Данное новшество позволит получать экспортерам вычеты сразу же после представления квартаной налоговой декларации. Именно о таком подходе договорились ФНС и Минфин, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на Даниила Егорова – заместителя руководителя ФНС РФ.

В самое ближайшее время эти два ведомства должны разработать соответствующий законопроект, который, после согласования в Правительстве, должен будет внесен в ГосДуму. О конкретных сроках разработки и внесения законопроекта информации пока нет.

Счетная палата предлагает отменить льготы по земельному налогу

Аудиторы провели выборочную проверку результативности администрирования земельного налога в Московской и Рязанской областях и выяснили, что регионы завышают кадастровую оценку земель, чтобы увеличить сборы земельного налога, но при этом необоснованно снижают ее почти до нуля для нельготных категорий налогоплательщиков. Оценка земель, «основанная на субъективном мнении оценщиков, зачастую не отражает реальной стоимости земельных участков и ведет к оспариванию и пересмотру результатов кадастровой оценки и неуплате земельного налога», указывается в отчете Счётной палаты. Аудиторы предлагают на законодательном уровне утвердить нижнюю границу ставок земельного налога и предоставить право устанавливать налоговые ставки и льготы на более высоком уровне.

Источник: e.nalogoved.ru

 

Бизнес просит В.В. Путина сдвинуть введение экологического сбора на 2018 г.

19 бизнес-ассоциаций обратились к Президенту РФ с предложением не вводить до 2018 года экологический сбор, который с 2015 года должны будут уплачивать компании, не способные утилизировать отходы своих товаров.

В настоящее время обсуждаемая ставка сбора находится в пределах 1.5-4.5 %, в связи с чем бизнес будет вынужден уплачивать сбор и инвестировать в мощности по утилизации отходов, что станет поводом для роста потребительских цен на 3-15 %.

 

В МИНФИНЕ РФ

 

У бухгалтеров появился свой стандарт

 

Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-ФЗ в Трудовой кодекс РФ введена статья 195.1, при этом закреплены такие понятия как:

- профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности;

- квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Отметим, что Министерство труда и социальной защиты РФ планирует до конца 2015 года разработать более 800 профессиональных стандартов, а также добиться их обязательного применения на территории РФ с 2016 для государственных учреждений, с 2020 года – для коммерческих организаций.

Проект Федерального закона № 537948-6 «О внесении изменений в статью 195.1 ТК РФ», устанавливающий обязательное применение профессиональных стандартов, принят 19.09.2014 Госдумой РФ в I чтении.

В настоящий же момент применение профессиональных стандартов является добровольным.

Необходимо отдельно отметить Профессиональный стандарт «Бухгалтер», утвержденном Приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 № 1061н и опубликованном совсем недавно.

Данный стандарт регламентирует деятельность бухгалтеров и главных бухгалтеров, закрепляя цель их профессиональной деятельности, основные трудовые функции, а также требования к образованию, опыту практической работы и особые условия допуска к работе.

Так, бухгалтер, работник обладающей квалификацией 5 уровня, средним профессиональным образованием и опытом работы не менее 3-х лет, должен обеспечивать ведение бухгалтерского учета, группируя и обобщая факты хозяйственной жизни.

Работник, принимаемый на должность главного бухгалтера, должен обладать 6 уровнем квалификации и опытом работы не менее 5 лет из последних 7 при наличии среднего специального образования или не менее 3-х из последних 5 при наличии высшего образования. При этом разрешено к главному бухгалтеру в отдельных экономических субъектах  устанавливать дополнительные требования.

Главная трудовая функция для главного бухгалтера определена как составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта.

Минфин не оставляет своих намерений увеличить ставку пени почти вдвое

 Как мы уже писали  в Бюллетене № 008 за 2015 год ГосДума рассматривает вопрос об увеличении размера пени за несвоевременную уплату налогов. Данная тема имеет продолжение. Так, Минфин РФ опубликовал уведомление о разработке изменений в НК РФ, относительно расчета пени по налогам. «В связи с переходом на использование ключевой ставки ЦБ предусматривается внесение изменений в Налоговый кодекс в части использования ключевой ставки ЦБ вместо ставки рефинансирования», – говорится в документе министерства. Как уточнил РБК представитель Минфина, "речь идет обо всех статьях НК, где сейчас упоминается ставка рефинансирования". 

Источник: e.nalogplan.ru

 

БАНКИ И НАЛОГИ

Ключевая ставка ЦБ снижена с 15 до 14 %

13 марта 2015 г. Центробанк снизил ключевую ставку на 1 пункт –  до 14% годовых. В сообщении на официальном сайте ЦБ сказано, что проводимая денежно-кредитная политика и снижение экономической активности будут способствовать замедлению годовых темпов прироста потребительских цен до уровня около 9% через год (март 2016 года к марту 2015 года) и до целевого уровня 4% в 2017 году. По мере ослабления инфляционных рисков ЦБ готов продолжить снижение ключевой ставки.

 

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ: ПРАКТИКА

Налоговые органы оспаривают обоснованность зарплат при плохой работе специалистов

С учетом кризисных явлений в экономике, налоговые органы активизировали свою контрольную работу, все чаще пытаясь дать оценку эффективности деятельности компании в целом и отдельных ее сотрудников, причем с применением налоговых последствий.

Так, при проведении проверок на некоторых предприятиях, налоговые инспекторы оспаривают обоснованность для целей исчисления налога на прибыль выплаты заработной платы тем сотрудникам, которые отвечают за эффективность деятельности фирмы.

Так, при снижении выручки предприятия, из затрат для целей налогообложения исключается заработная плата начальника отдела рекламы, при снижении прибыли – оспаривается обоснованность зарплаты финансового директора и т.д.

В связи с чем мы утверждаем, что подобная практика полностью незаконна, т.к. налоговые органы не вправе давать оценку целесообразности расходов, их эффективности, нужности и т.д.  Данная позиция неоднократно высказывалась Конституционным Судом РФ (Постановление от 24.02.2004 № 3-П, Определение от 04.06.2007 № 320-О-П), а также судебно-арбитражной практикой.

Более того, Минфин, учитывая расширение практики налогового контроля в этом направлении в январе 2015 года издавал письмо, в котором также было подтверждено отсутствие у налоговых органов полномочий по оценке расходов с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата (письмо Минфина РФ от 30.01.2015 № 03-03-06/1/3587).

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

 

Более 1600 жителей Свердловской области заявили доходы от сдачи жилья в аренду в 2014 году

В 2014 году 1654 жителя Свердловской области продекларировали доходы от сдачи недвижимого жилого имущества в аренду, для сравнения в 2013 году – 1498 человек. В 2014 году эти граждане исчислили к уплате  в бюджет 18 млн.153 тыс. руб. налога с доходов физических лиц.  

"В результате проведения налоговыми органами дополнительных мероприятий по привлечению физических лиц к декларированию доходов в 2014 году после установленного срока, декларации представили 339 физических лиц, что больше в 2 раза по сравнению с 2013 годом.

Исчисленный налог по дополнительно представленным декларациям составил 3,9 млн. рублей, что в 3 раза превышает уровень прошлого года. 129 человек были привлечены к налоговой ответственности за несвоевременное представление декларации на сумму 126  тысяч рублей.

В Крыму наблюдается сокращение малого бизнеса

В Республике Крым количество индивидуальных предпринимателей сократилось в шесть раз - со 137 тысяч в январе 2014 года до 22 тысяч в январе 2015-го. Представители бизнеса просят власть принять срочные меры для спасения малого и среднего предпринимательства.

Конечно же, в процессе перерегистрации отсеялись "мертвые души", которые де-юре числились предпринимателями, но фактически не занимались бизнесом. Подпортили статистику и запоздавшие с перерегистрацией по российскому законодательству - сейчас они стремительно наверстывают упущенное. Тем не менее, столь малого количества предпринимателей в Крыму не фиксировали 10 лет - с 2005 года, когда их было 83 тысячи. Раньше этот показатель из года в год рос.

В настоящее время представители бизнеса просят власти рассмотреть возможность получения патента без регистрации лица как частного предпринимателя, а также расширить список видов деятельности, на которые надо получить патент. Это обусловлено сезонным характером активности малого бизнеса в Крыму.

Источник: audit-it.ru

 

НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ

 

Возмещаемые расходы и вычет НДС на примере договора аренды

 

Ситуация, когда во исполнение предмета договора продавец несет расходы, возмещение которых возложено на покупателя, не являются редкостью.

Для примера можно выделить договор поставки, условиями которого предусмотрено привлечение продавцом товаров транспортной компании для их доставки с последующим возмещением расходов покупателем.

Также договором, при выполнении обязательств в рамках которого возникают так называемые возмещаемые расходы, является договор аренды.

Далее речь пойдет о коммунальных услугах, непосредственным покупателем которых является арендодатель (собственник помещения), при этом договором аренды может быть предусмотрено возмещение коммунальных расходов арендатором.

Денежные средства, полученные арендодателем от арендатора в качестве возмещения коммунальных платежей подлежат включению в налоговую базу по НДС у продавца товаров на основании подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. При этом получатель вышеуказанных средств в книге продаж регистрирует счета-фактуры, составленные в одном экземпляре.

В счетах-фактурах в качестве покупателя коммунальных услуг указывается арендодатель, следовательно,  суммы предъявленного НДС подлежат вычету именно у него. Соответственно, у арендатора имеются высокие налоговые риски отказа в вычете НДС по коммунальным услугам, принятого на основании копий счетов-фактур, переданных арендодателем арендатору.

В этой связи хотелось бы  предложить два варианта учета компенсации коммунальных платежей:

1. Включение данной компенсации в цену аренды в качестве её переменной части;

2. Перевыставление стоимости оказанных услуг по посреднической схеме.

Рассмотрим обозначенные варианты более подробно.

 

Включение компенсации коммунальных платежей в цену аренды

В этом случае цена договора аренды (арендная плата) будет складываться из двух частей: постоянной и переменной. Переменная часть представляет собой сумму коммунальных платежей, возмещаемых арендатором арендодателю. При этом как переменная, так и постоянная части являются элементами цены договора, т.е. являются частями арендной платы.

Иными словами, в данном случае коммунальные расходы включены в состав арендной платы.

При такой формулировке договора поступления от арендатора как постоянной, так и переменной части арендной платы являются для арендодателя доходом от реализации услуг (выручкой) по договору аренды.

Аналогичное мнение указано ФНС России в письме от 04.02.2010 № ШС-22-3/86@:

«… налоговая база в целях исчисления суммы НДС арендодателем определяется исходя из суммы арендной платы, состоящей из основной (постоянной) и дополнительной (переменной) частей».

Иными словами, в этом случае на основании п. 3 ст. 168 НК РФ арендодатель от своего имени выставляет счет-фактуру на всю сумму арендной платы, складывающуюся из постоянной и переменной части. При этом, как отмечают контролирующие органы, у арендодателя нет необходимости выделять в счете-фактуре отдельной строкой суммы, которые относятся к переменной части, то есть коммунальные платежи (Письмо ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/86@).

Данный счет-фактуру арендодатель регистрирует в книге продаж в общем порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (далее по тексту – Постановление № 1137). При этом журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур арендодатель не заполняет в соответствии с п. 1 Приложения № 3 Постановления № 1137.

В отношении вычета НДС по коммунальным услугам у арендодателя отметим, что согласно официальной позиции, изложенной в Письме ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/86@, если по условиям договора арендная плата состоит из двух частей - постоянной и переменной, которая включает в себя стоимость коммунальных услуг, арендодатель вправе применить вычет по коммунальным услугам, потребленным арендатором. Для этого необходимо, чтобы счета-фактуры за коммунальные услуги были выставлены непосредственно арендодателю и в них был выделен отдельной строкой НДС. Суды также согласны с такими выводами (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 21.12.2009 № А63-8994/2004-С4-9 и от 11.06.2009 № А53-18515/2008-С5-27).

 

«Перевыставление» стоимости коммунальных услуг

Для того чтобы коммунальные платежи не учитывать в собственных доходах и расходах арендодателя, арендатор и арендодатель должны заключить между собой посредническое соглашение, например агентский договор.

В рамках такого соглашения арендодатель приобретает для арендатора коммунальные услуги, а арендатор перечисляет ему их стоимость и посредническое вознаграждение.

При этом оформлять два договора (аренды и агентирования) не обязательно. Условие о посредничестве можно включить непосредственно в договор аренды. В этом случае он будет смешанным. Такая возможность предусмотрена п. 3 ст. 421 ГК РФ. При этом формулировки договора о посреднических отношениях должны быть максимально приближены к формулировкам норм гл. 51, 52 ГК РФ.

Обращаем Ваше внимание, что посреднические услуги должны быть возмездными, т.е. вознаграждение необходимо в договоре предусмотреть. В противном случае согласно ст. 991. 1006 ГК РФ если в агентском договоре (договоре комиссии) размер агентского (комиссионного) вознаграждения не предусмотрен и он не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение подлежит уплате в размере, определяемом в соответствии с пунктом 3 статьи 424 ГК РФ, в соответствии с которым исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

При наличии агентских взаимоотношений агент (в данном случае арендодатель) должен представить принципалу (арендатору) отчет и документальное подтверждение расходов на коммунальные услуги, произведенных в пользу последнего (ст. ст. 999 и 1008 ГК РФ). Из отчета агента должны быть четко видны расходы арендодателя и агентское вознаграждение.

При наличии посреднических отношений перечисленная арендодателем коммунальным службам и подлежащая возмещению арендатором, не признается расходом в соответствии с п. 9 ст. 270 НК РФ.

Сумма возмещения, полученная от арендатора, не учитывается в составе доходов согласно подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Иными словами, при наличии посреднических взаимоотношений суммы, полученные от арендаторов в счет уплаты коммунальных услуг, не являются доходами арендодателя; суммы, уплаченные арендодателем поставщикам коммунальных услуг не являются расходами арендодателя.

В данной ситуации при выставлении арендодателем счетов-фактур на стоимость коммунальных услуг в адрес арендатора арендодатель должен руководствоваться правилами выставления счетов-фактур при посреднических операциях, установленными Постановлением № 1137.

Счета-фактуры, полученные от поставщиков услуг в части, принадлежащей арендатору, и выставленные на их основании арендатору счета-фактуры от имени арендодателя, регистрируются в соответствии с п. 1 Приложения № 3 Постановления № 1137 в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Хотелось бы обратить особое внимание на то, что поскольку Постановление № 1137 не содержит особых правил для арендодателей, то для того, чтобы снизить риски включения налоговым органом сумм компенсаций коммунальных платежей в состав доходов, иными словами, правомерно руководствоваться правилами выставления счетов-фактур при посреднических операциях, установленными Постановлением № 1137, необходимо в договоре аренды придерживаться формулировок о компенсации коммунальных услуг, максимально приближенных к формулировкам норм гл. 51, 52 ГК РФ.

Опубликовано: 18.03.2015 11:39        Обновлено: 12.07.2016 10:53