Размер:
Цвет:

Бюллетень с 02  – 09.03.2015

Группа компаний «Налоги и финансовое право»

 

БЮЛЛЕТЕНЬ

ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОВОСТЕЙ

№ 009-2015

(02 март – 09 марта 2015 г.)

ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ НЕДЕЛИ   2

Правительство готовится к пересмотру фискальной нагрузки на бизнес  2

Внимание! Законодатель вновь изменил порядок учета процентов по долговым обязательствам (новый Закон № 32-ФЗ) 2

ФНС переданы полномочия по предоставлению отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов  4

НАЛОГИ В ГОСДУМЕ   5

Предложено не привязывать вычеты НДС к подтверждению права на нулевую ставку  5

Календарь рассмотрения налоговых законопроектов в ГосДуме на март 2015  5

Депутаты предлагают значительно снизить налоговые ставки по СНР в ДальФО   6

ВЕРХОВНЫЙ СУД   6

ВС РФ поддержал приоритет «реальности операции» над иными обстоятельствами недобросовестности  (Определение ВС РФ от 04.03.2015 № 302-КГ14-3432) 6

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ   7

Депутат Милонов предлагает ввести налог на иностранцев  7

Стали известны подробности планируемой амнистии капиталов  8

Работодателей могут обязать индексировать зарплаты  8

ФНС предлагает введение «налоговой истории налогоплательщика»  8

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ: ПРАКТИКА   8

О планах ФНС на 2015 года в связи с кризисными явлений в экономике  9

Установлен порядок действий налогового органа на сообщение следователя о нарушениях налогового законодательства  9

Налоговые органы оспаривают обоснованность зарплат при плохой работе специалистов  9

УФНС может провести повторную проверку, если ИФНС «неэффективно доначислила налоги»  10

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ   10

В Свердловской области готовится принятие закона о 2-х летних налоговых каникулах для малого бизнеса  11

НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ   11

Как составить «правильные» документы, подтверждающие факт оказания услуг 11

 


 

ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ НЕДЕЛИ

 

Правительство готовится к пересмотру фискальной нагрузки на бизнес

На прошлой неделе Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев встретился с пред­ставителями крупной промышленности и банковского сектора. Обсуждались антикризисные меры и снижение налоговой нагрузки.

Так, Президент ТПП Сергей Катырин обратился с просьбой решить проблему неналоговых платежей, которые формально, вроде бы налогами не являются, но тем не менее существенно влияют на фискальную нагрузку, оказываемую на бизнес. Председателя ТПП поддержал президент РСПП Александр Шохин.

По данным ТПП, в России более 70 «квазиналогов» (всевозможные страховые взносы, плата за негативное воздействие на окружающую среду, платежи за уборку мусора, за утилизацию и др.), в связи с чем Президент ТППП предложил провести их ревизию, сократить число, предоставить льготы, отложить введение новых платежей. РСПП призвал установить двухлетний мораторий на новые неналоговые платежи.

Как сообщают СМИ, Д.А. Медведев поручил подготовить предложения по переносу срока введения новых платежей, в связи с чем создана особая рабочая группа.

На встрече также обсуждалось  антиофшорное законодательство. В частности, Минфин согласился поправить закон о контролируемых иностранных компаниях. Например, срок сдачи в ФНС уведомлений об иностранных структурах перенесут с 1 апреля на дату принятия Госдумой закона об амнистии, чтобы бизнесу были понятны ее правила. Могут быть выведены из-под действия закона добросовестные трасты и смягчены требования для компаний с преобладающими активными доходами.

 

О присутствующих на встрече: председатель совета директоров «Еврохима» А.Мельниченко, председатель совета директоров НЛМК В. Лисин, гендиректор «Северстали» А. Мордашов, президент РЖД В. Якунин, председатель совета директоров «Мечела» И. Зюзин, президент Сбербанка Г. Греф, президент ВТБ А. Костин.

Внимание! Законодатель вновь изменил порядок учета процентов по долговым обязательствам (новый Закон № 32-ФЗ)[1]

Не успели мы освоить и начать применять  новые правила налогового учета доходов и расходов в виде процентов по долговым обязательствам, изложенные в ст. 269 НК РФ (напомним, что с 2015 года данная норма регулирует порядок налогового учета не только расходов, но и доходов по таким операциям), как законодатель вновь занялся творчеством её переработки, и Федеральным законом от 08.03.2015 № 32-ФЗ внес очередные важные изменения в данный порядок (Обращаю внимание, что Федеральный закон был подписан Президентом РФ в праздничный день!)

При этом, если предыдущее обновление ст.  269 НК РФ было представлено нам более чем за год до вступления его в силу (редакция, ставшая актуальной с 2015 года, была принята ещё Федеральным законом от 28.12.2013 № 420-ФЗ), то теперь - всё с точностью до наоборот: действие новой редакции ст. 269 НК РФ имеет обратную силу и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

Что ж, на основании п. 4 ст. 5 НК РФ законодатель может позволить себе это в данном случае, поскольку рассматриваемые изменения носят «антикризисный» характер и задуманы как улучшающие положение налогоплательщиков.

Напомним, что изначально проект данного закона был направлен на уточнение определения понятия контролируемой задолженности. В итоговом же варианте изменения ст. 269 НК реализовались в несколько ином направлении.

Если же говорить об этих изменениях подробнее, то следует разгруппировать их на три основные позиции.

 

  1. Изменения в учете рублёвых расходов в декабре 2014 года

 

Пунктом 2 ст. 2  Федерального закона № 32-ФЗ изменена редакция ст. 269, уже утратившая силу, но до сих пор актуальная для организаций, подсчитывающих налог на прибыль за 2014 год и готовящихся сдать в марте годовую декларацию.

В частности, предусмотрена возможность исчисления процентов по рублёвым обязательствам, включаемых в состав расходов в декабре 2014 года, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 3,5 раза.

То есть коэффициент увеличения ставки рефинансирования изменен с 1,8 до 3,5, что, безусловно, «в помощь» организациям, столкнувшимся в конце прошлого года с резким увеличением ставок по кредитам.

 

2. Изменения в учете контролируемой задолженности

 

Напомним, что в обновленной 420-ым законом ст. 269 НК РФ остались практически неизменными правила так называемой тонкой капитализации (учета процентов по контролируемой задолженности перед иностранным участником или при его поручительстве), хотя именно по ним за всю историю гл.  25 НК РФ накопилось множество вопросов, проблем и претензий у пользователей НК РФ.

Изменение именно этих правил и было основной идеей законопроекта № 675906-6, ставшего в итоге Федеральным законом  № 32-ФЗ.

 Однако, как уже было отмечено, никаких концептуальных и принципиальных изменений в части тонкой капитализации Федеральный закон № 32-ФЗ в результате не содержит, а предлагает лишь расчетные «антикризисные» корректировки, призванные сгладить влияние резких колебаний курсов иностранных валют.

Причем данные корректировки также коснулись не только 2015 года, но и истекшего налогового периода  - 2014 года.

Так, с июля 2014 года по декабрь 2015 года  правила п.  2 ст. 269 НК РФ, касающиеся контролируемой задолженности, следует применять с некоторыми особенностями:

 

  1. если контролируемая задолженность выражена в иностранной валюте, то ее величина рассчитывается по курсу ЦБ РФ на отчетную дату, но не выше курса на 1 июля 2014 года;
  2. если в составе требований и обязательств организации есть такие, которые выражены в иностранной валюте, то при расчете собственного капитала эти показатели также исчисляются по курсу на 1 июля 2014 года (то есть без учета курсовых разниц, возникших из-за переоценки с 01.07.14 по отчетную дату).
  3. Таким образом, законодатель нивелировал резкие колебания валютного рынка во второй половине 2014 года в целях налогового учета процентов по контролируемой задолженности.

     

    1. Изменения в учете процентов по контролируемым сделкам

 

Напомним, что по долговым обязательствам, возникшим в результате контролируемых сделок (не путать с контролируемой задолженностью!), ст.  269 НК с января 2015 года и до Федерального закона № 32-ФЗ содержала следующие правила:

 - если среди сторон договора займа нет банковской организации, то доходы и расходы определяются по правилам раздела 5.1 НК РФ (то есть для налогообложения принимается процент, соответствующий рыночному уровню цен и обоснованный одним из методов определения рыночной цены);

- если одной из сторон кредитного договора является банк, то доходы и расходы в виде процентов принимаются для целей налогообложения при условии их «попадания» в один из интервалов (зависящих от валюты договора), определенных в п. 1.2 всё той же ст.  269 НК РФ.

Так вот, первое новшество Федерального закона  № 32-ФЗ по контролируемым сделкам заключается в том, что интервалы предельных значений, установленные п.1.2 ст. 269 НК РФ, теперь могут применять стороны любых контролируемых сделок, независимо от их субъектного состава (не важно, есть среди участников банк, или все стороны банком не являются).

Иначе говоря, долговое обязательство вытекает из контролируемой сделки между небанковскими участниками, то эти участники для подтверждения «рыночности» своих доходов и расходов теперь не обязаны применять все сложности методик раздела 5.1 НК РФ, а имеют право для начала проверить свою ставку на предмет ее соответствия определенному интервалу предельных значений.

Если же окажется, что в интервал «не попали» (доход не выше минимального значения или расход не меньше максимального значения), то должна применяться норма абз. 4 п. 1.1 ст. 269 НК РФ, согласно которой доходы и расходы в такой ситуации определяются с учетом положений раздела 5.1 НК РФ (находим рыночную ставку и обосновываем одним из методов определения рыночной цены).

 

Второе изменение также является антикризисной реакцией, но уже не на колебания курсов валют, а на изменения конъюнктуры рынка в сфере заемного финансирования: в п. 1.2 статьи 269 НК РФ изменены минимальные и максимальные значения вышеупомянутых интервалов предельных значений для рублёвых обязательств.

Прежде всего обращает на себя внимание то, что впервые в налоговое законодательство вводится использование ключевой ставки вместо ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Кроме того, законодатель решил установить на 2015 год разные интервалы для различных видов контролируемых сделок.

В результате новые интервалы для определения доходов и расходов в виде процентов по рублевым долговым обязательствам, возникшим из контролируемых сделок, выглядят следующим образом:

 

На 2015 год:

 

  1. для контролируемых сделок, перечисленных в п. 2 ст. 105.14 НК РФ (обе стороны - резиденты РФ, одна сторона – плательщик НДПИ, ЕСХН, ЕНВД и др.) - от 0 до 180 процентов ключевой ставки ЦБ РФ;
  2. для других контролируемых сделок  - от 75 % ставки рефинансирования до 180 % ключевой ставки.

 

На 2016 год:

 

для любых контролируемых сделок - от 75 до 125 процентов ключевой ставки ЦБ РФ.

 

Обратите внимание, что согласно п. 1.1 ст. 269 НК РФ доход заимодавца должен превышать минимальное значение (то есть в 2015 году не может быть нулём, а должен составить, например, 0,1 или 0,01, или 0,00001 процента ключевой ставки ЦБ РФ). В свою очередь, расход должен быть меньше максимального значения, то есть не должен составлять 180 % от ставки ЦБ РФ (может быть, например, 179,99999 % от ключевой ставки ЦБ).

И ещё раз отметим, что данный «интервальный» порядок налогового учета доходов и расходов по долговым обязательствам является правом налогоплательщика, от которого можно отказаться, и сразу перейти к обоснованию рыночного уровня процентов по долговому обязательству с применением правил и методов раздела 5.1 НК РФ.

ФНС переданы полномочия по предоставлению отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов

8 марта 2015 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 49-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ», в соответствии с которым полномочия Правительства РФ по предоставлению отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов и сборов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, переданы ФНС РФ.

Закон направлен на упрощение процедуры рассмотрения материалов и принятия решений о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате вышеуказанных федеральных налогов и сборов в вышеуказанном размере.

 

НАЛОГИ В ГОСДУМЕ

 

Предложено не привязывать вычеты НДС к подтверждению права на нулевую ставку

В ГосДуму 26 февраля был внесён законопроект № 730216-6 «О внесении изменений в ст.ст.165 и 172 НК РФ».

Необходимо отметить, что в настоящее время в ст.165 НК РФ установлены условия для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС, которые одновременно являются условием и для получения возмещения НДС по товарам (работам, услугам), используемым в операциях, облагаемых по нулевой ставке.

В законопроекте предлагается разделить эти два действия и при таких операциях применять общий порядок возмещения и предъявления НДС к вычету. По мнению авторов, согласно сложившейся правоприменительной практике налогоплательщики лишены права на вычеты по приобретенным ценностям, использованным в производстве облагаемых по нулевой ставке товаров (работ, услуг), до момента отгрузки последних. Это не соответствует принципу равенства налогообложения, а также приводит к необоснованному усложнению налогового администрирования.

Календарь рассмотрения налоговых законопроектов в ГосДуме на март 2015

ГосДума на своем сайте разместила календарь рассмотрения законопроектов на март месяц, среди которых немало проектов законов и о налогах. Самыми примечательными из них являются следующие:

 

№ 688389-6 "О внесении изменений  в НК РФ в части совершенствования налогового администрирования".

Законопроект, внесенный Правительством РФ снижаем порог перехода на обязательное представление налоговых деклараций в электронной форме для налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых составляет более 50 человек.
Так же законом предусматривается введение новых процедур и уточнение порядка проведения отдельных действий в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (ДМНК).

№ 673772-6 "О  внесении изменений в НК РФ в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах" (второе чтение).
В соответствии с проектом предполагается установить ежеквартальное представление в налоговые органы расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом.
Так же предусматривается введение ответственности налоговых агентов в виде штрафа за непредставление (несвоевременное представление) в налоговых орган расчета сумм НДФЛ в размере 1000 руб.

Так же  в планах ГосДумы на март:

* проект  № 601423-6 о повышение ставки земельного налога в отношении прочих земельных участков;

* проект № 686306-6 об увеличении налоговой обязанности при "долгострое";

* проект № 461025-6 об увеличении процентной ставки пени за нарушение срока уплаты налога;

* проект № 667946-6 о возможности получения социальных вычетов по НДФЛ у работодателей;

* проект № 580342-6 о повышении ставок акцизов на табачные изделия;

* проект № 561736-6 об изменении показателей для применения УСН;

* проект № 546814-6 об увеличении налоговой нагрузки на работодателей, использующих труд иностранных работников.

 

Депутаты предлагают значительно снизить налоговые ставки по СНР в ДальФО

 

Депутат ГосДумы И.Н. Абрамов внес 4 марта законопроект № 736144-6 «О внесении изменений в часть 2 НК РФ», в соответствии с которым предлагается предоставить право субъектам РФ, входящим в ДальФО, снижать налоговые ставки для всех или отдельных категорий налогоплательщиков, а именно:

 

Для организаций и ИП, находящихся на ЕСХН

в 2016-2026 гг. – снизить ставку до 0 %;

в 2026-2031 гг – до 4 %.

(Действующая ставка по ЕСХН – 6 %).

 

Для организаций и ИП, находящихся на УСН:

в 2016-2016 – 0 %;

в 2027-2031 – до 4 %, в случае, если объектом налога являются доходы; до 10 % в случае, если объектом налога являются доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом налоговые ставки не могут быть ниже 3 % и могут дифференцироваться в зависимости от категорий налогоплательщиков.

(Действующая ставка по УСН – 6 % от дохода, 15 % от «доход минус расход». Правда субъекты РФ вправе устанавливать дифференцированные ставки для некоторых категорий плательщиков, а с 2015 года, для вновь зарегистрированных ИП на 2 года даже 0 %).

 

Для ИП, находящихся на патенте:

в 2016-2026 гг. – снизить ставку до 0 %;

в 2026-2031 гг – до 4 %.

(Действующая ставка по ПСН – 6 %).

Комментарий «НФП»: Ну вот странные депутаты, весь прошлый год голосовали за урезание налоговых преференций представителям малого бизнеса, а тут вдруг озаботились новыми дополнительными налоговыми льготами.

А что касается непосредственно ДальФО, то с учетом какой-то половинчатости тех льгот, которые ГосДума «по капельке» предоставляет этому региону, то мне все больше нравится идея В.В. Жириновского, предложившего в свое время вообще освободить регионы, входящие в ДальФО от ВСЕХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ!

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД

 

ВС РФ поддержал приоритет «реальности операции» над иными обстоятельствами недобросовестности  (Определение ВС РФ от 04.03.2015 № 302-КГ14-3432)

 

Судебная коллегия по рассмотрению экономических споров рассмотрела интереснейшее дело, из за чего многие налоговые юристы преисполнились искренним волнением. Дело в том, что в случае пересмотра этого дела Верховным Судом РФ, практика могла поставить вопрос о пересмотре вообще всех подходов при рассмотрении арбитражными судами налоговых споров, в которых налоговый орган обвинял бы налогоплательщика в налоговой недобросовестности.

Фабула дела достаточно проста: налоговые органы попытались обосновать, что присутствие «фиктивного» звена в цепочке сделок, должно быть «наказано» доначислением налогов, несмотря на то, что реальные хозяйственные операции и были проведены. В частности, один из посредников, по мнению налоговиков был «ну совсем недобросовестный», т.к. у посредника не было ни имущества ни сотрудников, учредитель дал показания что «ничего не знает», а зарегистрировал компанию за вознаграждение, от имени фирмы не действовал и документов не подписывал (что было подтверждено почерковедческой экспертизой). Кроме того, IP-адреса, которые использовались для управления счетами посредника, принадлежали налогоплательщику.

Так же налоговики установили, что посредник как таковой не занимался доставкой техники: производители отгружали ее сразу в адрес налогоплательщика. Ну и, конечно же, цены! Налоговая инспекция сочла цены сделок между посредником и проверяемым лицом -  нерыночными.

Налогоплательщик обратился в суд и там получил поддержку (дело № А33-666/2013).

ИФНС обратилась с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ и его судья Анатолий Першутов решил, что в деле стоит разобраться более подробно, чем, естественно, сильно напугал налоговое сообщество. Ведь если бы Верховный Суд РФ оспорил принцип «реальности операций», сформулированный еще ВАС РФ, то под сомнение можно было бы поставить большинство сделок и операций, совершаемых в экономике: достаточно установить «слабое звено», и потенциальными «пострадавшими» от налоговой могли стать практически все участники коммерческого процесса. Данное обстоятельство могло непредсказуемо сказаться на судебной практике при рассмотрении налоговых споров подобной направленности.

Однако опасения не оправдались, и 3 марта дело было рассмотрено вновь в пользу налогоплательщика.

Интересно отметить, что представители ФНС в суде отрицали реальности операций, однако настаивали на том, что суды рассматривали доказательства отдельно, а не в совокупности. А если же оценить картину в целом, то, по мнению, налоговиков, налогоплательщик пытался через фиктивного посредника получить налоговую выгоду.

 

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

 

 

Депутат Милонов предлагает ввести налог на иностранцев

 

Комитет по законодательству парламента Санкт-Петербурга рекомендовал установить в РФ налоговый сбор для иностранных туристов. Автором предложения стал депутат Виталий Милонов. В проекте постановления, которым предусмотрены поправки в НК РФ, предлагается внести в перечень налогов  понятие "туристический сбор" - обязательный взнос, который взимается с иностранных туристов, прибывших в Россию.

Автор инициативы полагает, что ставка турсбора должна составлять от 0,5 до 1% от стоимости оплаты гостиницы, что приведет к следующему эффекту «чем дороже отель выбирает турист и чем больший срок он пребывает в РФ, тем большую сумму туристического сбора он уплачивает".

При этом регионы смогут сами установить льготы и порядок их применения. Причем платить сбор придется только иностранным гражданам и лицам без гражданства: внутренние туристы от этого побора освобождаются.

Обоснованием идеи является также ссылки на зарубежный опыт. Так, в Италии туристический налог в размере около пяти евро с человека взимается в 20 курортных зонах и городах, а в Берлине он составляет 5% от стоимости оплаты за ночлег.

Источник: http://www.newsru.com/russia/02mar2015/milonov.html

 

Стали известны подробности планируемой амнистии капиталов

Как мы указывали в предыдущем номере «Бюллетеня…» в феврале 2015 года в администрации Президента РФ обсуждался вопрос о предстоящей амнистии капиталов.

Газета «Ведомости» опубликовала подробности основных параметров этой амнистии.

  1. Амнистию предложено распространить на 13 статей УК РФ и 12 административных и 6 налоговых правонарушений: уклонение от уплаты налогов, таможенных сборов, контрабанда, валютные преступления и т.д.
  2. Претендентам на амнистию придется подать декларацию в одной из двух форм. Первая: с объектом (доходами), его стоимостью (по желанию) данными об операциях с признаками налоговых нарушений. Тогда амнистия будет касаться только задекларированного объекта или дохода. Вторая:  декларировать все активы со структурой владения. Если капитал обезличен, риски преследования выше, могут быть претензии в том числе к источнику капитала.
  3. Амнистированные не обязаны сообщать о конкретных способах и орудиях нарушений, ФНС и финн/мониторинг не обязаны проверять данные, но будет оговорка, если правоохранители заподозрят человека в совершении преступлений, на которые амнистия на распространяется, они смогут начать расследование.
  4. Амнистированные не должны будут уплачивать налог, достаточно будет уплатить  декларационный платеж – всего 1-2 %

Источник: www.vedomosti.ru

 

Работодателей могут обязать индексировать зарплаты

Как известно, в настоящее время, в соответствии  ст. 134 Трудового кодекса РФ индексация зарплаты предусмотрена только в государственных и муниципальных учреждениях. Однако в скором времени обязанности по ежегодной индексации зарплат исходя из уровня цен могут распространить и на частные компании. Во всяком случае такие поправки в Трудовой кодекс РФ намерены предложить рассмотреть ГосДуме региональные депутаты из Карелии, которые уже ни раз отличались радикальными законодательными инициативами в сфере финансов и экономики.

 

ФНС предлагает введение «налоговой истории налогоплательщика»

 Глава ФНС Михаил Мишустин заявил, что с этого года в ведомстве появится новое понятие  - налоговая история налогоплательщика. Это означает, что "компания, один раз проведя сомнительную операцию, оставляет след в системе, и восстановить репутацию ей будет крайне сложно", пояснил глава службы.

Ведение персональных историй стало возможным благодаря новым методам обработки электронных деклараций НДС - так называемый метод "больших данных". Территориальные инспекции должны до 1 мая дошлифовать систему и подготовить соответствующую техническую базу и рабочие подразделения.

Сами декларации НДС с этого года также претерпели немалые изменения: в них появились разделы со сведениями из книг покупок, книг продаж и журналов учета счетов-фактур. ФНС планирует в автоматическом режиме сравнивать представляемые данные и в случае расхождения сведений требовать пояснения от компаний. 

В этой связи необходимо отметить, что о необходимости введения института «налоговой истории» слухи ходят еще с 2013 года. Однако до сих пор каких-либо конкретных параметров подобных «историй» не озвучивалось.

 

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ: ПРАКТИКА

 

О планах ФНС на 2015 года в связи с кризисными явлений в экономике

 

Как пишет газета «Учет. Налоги. Право» руководство ФНС и Минфина считают на 2015 год нижеследующие задачи приоритетными:

  1. Контрольная работа сотрудников налоговых органов должна быть направлена на сохранении тренда на увеличение налоговой базы за счет продолжения работы по повышению эффективности налогового администрирования. Основное внимание в контрольной работе налоговых органов будет уделено НДС и налогу на прибыль;
  2. Схемы по присоединению (слиянию) убыточных предприятий к прибыльным, будут особо тщательно проверятся налоговыми органами на предмет добросовестности действий налогоплательщиков;
  3. ФНС сосредоточится на усиление работы в тех отраслях промышленности, которые в некотором смысле даже оказались в выигрыше от проявления кризисных явлений. По мнению министра финансов А. Силуанова это газовая промышленность, металлургия, химическая промышленность, производство минеральных удобрений;
  4. Налоговые органы при проведении налоговых проверок особое внимание будут уделять обоснованности формирования резерва по сомнительным долгам, а также сокращению заработной платы, подозревая в последнем случае переход работодателей на выплату «серой заработной платы».

Источник: http://www.gazeta-unp.ru

 

Установлен порядок действий налогового органа на сообщение следователя о нарушениях налогового законодательства

 

Опубликован Приказ ФНС РФ от 16.02.2015 г. № ММВ-7-2/70@ “Об утверждении Порядка рассмотрения налоговыми органами сообщений о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 УК РФ”

В частности, Приказом урегулированы вопросы рассмотрения налоговыми органами сообщений о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 198-199.1 УК РФ. Речь идет об уклонении от уплаты налогов и (или) сборов, о неисполнении обязанностей налогового агента.

Согласно действующей редакции УПК РФ вышестоящий налоговый орган по отношению к тому, в котором состоит на учете плательщик, при поступлении от следователя копии сообщения о преступлениях с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки обязан рассмотреть материалы не позднее 15 суток с момента их получения.

С помощью нижестоящих инспекций проверяются факт постановки лица на учет, информация о текущих или проводившихся проверках и их результатах. По итогам готовится заключение, которое направляется следователю.

Приведены описания конкретных действий, совершаемых в рамках рассмотрения сообщений. На каждое отведен свой срок.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/hotlaw/minfin/610282/#ixzz3TNuVoD7l

 

Налоговые органы оспаривают обоснованность зарплат при плохой работе специалистов

С проявлением кризисных явлений в экономике, налоговые органы активизировали свою контрольную работу, все чаще пытаясь дать оценку эффективности деятельности компании в целом и отдельных ее сотрудников, причем с применением налоговых последствий.

Участились случаи, когда при проведении проверок на некоторых предприятиях, налоговые инспекторы оспаривают обоснованность для целей исчисления налога на прибыль выплаты заработной платы тем сотрудникам, которые отвечают за эффективность деятельности фирмы.

Так, при снижении выручки предприятия, из затрат для целей налогообложения исключается заработная плата начальника отдела рекламы, при снижении прибыли – оспаривается обоснованность зарплаты финансового директора и т.д.

По нашему мнению, что подобная практика полностью незаконна, т.к. налоговые органы не вправе давать оценку целесообразности расходов, их эффективности и.т.д.  Данная позиция неоднократно высказывалась Конституционным Судом РФ (Постановление от 24.02.2004 № 3-П, Определение от 04.06.2007 № 320-О-П), и подтверждалась обширной арбитражной практикой.

Более того, Минфин, в январе 2015 года издавал письмо, в котором указывал на отсутствие у налоговых органов полномочий по оценке расходов с точки зрения их целесообразности, рациональности и эффективности (письмо Минфина РФ от 30.01.2015 № 03-03-06/1/3587).

УФНС может провести повторную проверку, если ИФНС «неэффективно доначислила налоги»

По результатам выездной налоговой проверки за 2009-2011 годы ИФНС доначислила компании 174 млн рублей налогов, пеней и штрафов.

При проверке решения инспекции УФНС сделало вывод о низкой эффективности первоначальной налоговой проверки и назначило повторную проверку (за исключением 2009 года). При этом управление сослалось на следующие обстоятельства:

  • истребуемые документы частично были не представлены компанией,
  • не были получены ответы инспекций-исполнителей по 24 контрагентам,
  • не рассмотрена возможность деятельности налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц в целях получения необоснованной налоговой выгоды,
  • в должной мере не проанализированы бухгалтерская и налоговая отчетность контрагентов, их банковские выписки,
  • не проведены допросы лиц, числящихся учредителями, генеральными директорами организаций-контрагентов для установления факта ведения ими финансово-хозяйственной деятельности от имени указанных организаций и подписания первичных документов.

Компания обратилась в суд (дело № А15-236/2014) с заявлением о признании решения управления о назначении повторной проверки недействительным. По ее мнению, сам процесс контроля за деятельностью налогового органа в рамках повторной выездной налоговой проверки и последствия этого контроля неизбежно отразятся на налогоплательщике, затрагивая его права и законные интересы.

Суды трех инстанций признали решение управления правомерным, указав, что УФНС вправе проверять нижестоящий налоговый орган для определения эффективности, законности и обснованности принимаемых им решений, а также устранения недостатков в его работе и улучшения механизма взимания налогов.

При этом вышестоящий налоговый орган вправе заново и в полном объеме проверить деятельность налогоплательщика за тот налоговый период, который уже был предметом выездной проверки. Не исключено, что права и обязанности налогоплательщика могут быть определены по-новому применительно к тому же налоговому периоду, в том числе могут быть выявлены недоимки по налогам и начислены соответствующие пени.

Кассационная инстанция при рассмотрении жалобы отметила, что права и интересы налогоплательщика решением управления о проведении повторной выездной налоговой проверки не нарушаются.

Источник: audit-it.ru

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

 

В Свердловской области готовится принятие законов о 2-х летних налоговых каникулах для вновь созданных ИП

 

В Законодательном Собрании Свердловской области активно ведется работа по обсуждению и принятию  законопроектов о предоставлении 2-х летних налоговых каникул для ИП, которые впервые пройдут государственную  регистрацию в качестве таковых.

Законопроекты разрабатываются в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ», который, в свою очередь, был принят по инициативе Президента РФ В.В. Путина, озвучившего эту  идею в своем послании к Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года.

Необходимо отметить, что региональный закон о каникулах был принят уже депутатами Челябинской области и в самое ближайшее время такой закон планируется к рассмотрению и принятию в г. Москве.

Что касается Свердловской области, то в настоящее время подготовлены проект закона «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об установлении на территории Свердловской области дифференцированных налоговых ставок при применении УСН в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов», а также проект закона «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О введении в действие патентной системы налогообложения на территории Свердловской области».

Главной характерной чертой двух является то, что региональный законодатель пошел по пути максимально широкого предоставления соответствующих налоговых преференций. К этому, в частности, областные власти призывало все деловое сообщество региона, в лице своих общественных структур Общественная палата СО, СРО «Общественной организации «Деловая Россия», Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей и др. В пояснительной записке к одному из проектов так и указано: «Новых обязанностей, запретов и ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности либо изменения содержания существующих обязанностей, запретов и ограничений для таких субъектов в проекте акта не предусмотрено». И это несмотря на то, что Федеральный закон № 477-ФЗ дозволяет регионам такие ограничения, при введении каникул, устанавливать.

Особенностью проекта о налоговых каникулах для ИП, которые на УСН, можно отметить то обстоятельство, что, наверное, впервые за много лет регионы пересматривают ставку для тех, кто выбрал объект налогообложения по УСН «доходы» (тот редкий случай, когда положения п.1 ст. 346.20 НК РФ, принятые еще в 2002 году не пересматривались законодателем ни разу!).

Особенностью второго законопроекта стало то, что законодатель выбрал только 13 видов деятельности, которые он посчитал возможным вывести на 0 ставку для патента.

Предполагается, что законопроект будет принят в самое ближайшее время.

 

НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ

 

Как составить «правильные» документы, подтверждающие факт оказания услуг[2]

Исходя из правовой природы договора возмездного оказания услуг, заказчик обязан принять оказанные ему услуги (ст. ст. 783, 720 ГК РФ).

Как правило, факт приемки оказанных услуг оформляется соответствующим документом, служащим основанием для осуществления расчетов за оказанные услуги. Таким документом является подписанный сторонами акт об оказании услуг (акт приемки-сдачи оказанных услуг).

Унифицированной формы акта приема-сдачи оказанных услуг (любого вида) законодательством не предусмотрено.

Однако, согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязательными реквизитами документа являются: наименование документа; дата составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события; подписи лиц, совершивших сделку, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Фактически стороны вправе составить такой акт в произвольной форме с отражением требуемых реквизитов согласно законодательству о бухгалтерском учете.

Подробнее остановимся на таком реквизите как содержание факта хозяйственной жизни.

На практике часто возникает вопрос: нужно ли приводить детальное описание оказанных услуг в акте приемки-сдачи оказанных услуг?

В судебной практике к разрешению данного вопроса можно выделить два подхода.

ПОДХОД 1: Наличие в акте приемки-сдачи оказанных услуг обязательных реквизитов, установленных законодательством о бухгалтерском учете, достаточно даже при отсутствии в этих актах конкретной информации об оказанных услугах.

Так, в Постановлении ВАС РФ от 20.01.2009 № 2236/07 указано на то, что акты приема-передачи услуг, содержащие обязательные реквизиты, поименованные в ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, являются первичными учетными документами, подтверждающими произведенные расходы, даже в том случае, если в них не содержатся сведения о детальном характере услуг и затратах рабочего времени сотрудников исполнителя услуги. Предъявление дополнительных требований к содержанию актов неправомерно.

Аналогичные выводы указаны в Постановлениях ФАС Московского округа от 15.07.2011 № КА-А40/7114-11, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.03.2011 № А78-5740/2010.

ПОДХОД 2: Только названия выполненных работ или оказанных услуг недостаточно; необходимо конкретное описание оказанных услуг.

Так, например, в Постановлении от 19.04.2013 № А03-7880/2012 ФАС Западно-Сибирского округа указал на то, что в актах выполненных работ (оказанных услуг) имеется только общая ссылка на договор, при этом из представленных документов не представляется возможным установить, какие конкретно виды услуг фактически оказаны заявителю, в каком объеме и с какой целью. А, следовательно, налогоплательщик документально не подтвердил экономическую обоснованность спорных расходов и их связь с деятельностью, направленной на получение дохода.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 19.03.2013 № А05-3162/2012, ФАС Поволжского округа от 31.01.2012 № А55-3382/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.09.2013 № А46-29654/2012, ФАС Московского округа от 18.09.2012 № А40-39938/11-107-172.

ПРИМЕЧАНИЕ НФП: считаем, что в акте о приемке-сдаче любого вида услуг кроме стандартной фразы о том, что услуги оказаны в полном объеме и стороны претензий не имеют, необходимо отражать дополнительные сведения о предоставленной услуге, например, ее краткую характеристику, свидетельствующую о составе и характере предоставленных услуг в той формулировке, в которой она употребляется в договоре.

При этом, полагаем, что документы, составленные помимо актов, например, отчеты о результатах оказания услуг, отражающие содержание оказываемых услуг и их связь с коммерческой деятельностью, а также письменных ответов (разъяснений, рекомендаций), составляемых непосредственным исполнителем в процессе оказания услуг, позволят минимизировать риск возникновения претензий со стороны налоговых органов.

 



[1] материал подготовлен заместителем генерального директора по экономическим проектам О.С. Федоровой.

[2] Рубрика «Налоговая оптимизация» подготовлена ведущим специалистом по экономическим вопросам Т.В.Тинигиной

 

Опубликовано: 11.03.2015 11:35        Обновлено: 12.07.2016 10:57