Размер:
Цвет:

Бюллетень с 16 - 22.02.2015

НАЛОГИ В ГОСДУМЕ   2

Госдума отклонила законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ  2

Учитываемые в расходах проценты вновь ограничат, в том числе, используя ключевую ставку  2

Новая редакция законопроекта о контролируемой задолженности внесена в Госдуму  3

ВЕРХОВНЫЙ СУД   4

Опубликовано определение экономической коллегии ВС по резонансному делу о транспортном налоге  4

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ   5

Живущих за рубежом россиян обяжут рассказать ФНС о всех своих активах  5

Сенатор Тарло намерен инициировать принятие закона о налоге на валютные операции  6

Кремль не поддержал налог на интернет  6

Любой желающий может быстро узнать сумму своих недоимок и погасить их через Интернет (Яндекс) 7

РЕГИОНЫ И НАЛОГИ   7

Более 4000 работодателей, выплачивающих теневую заработную плату, приглашены на комиссии налоговиками Свердловской области  7

Более 1500 жалоб налогоплательщиков рассмотрено региональным налоговым управлением в 2014 году  8

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА   8

Налоговики стали собирать доказательства налоговых правонарушений в социальной сети «Вконтакте»  8

НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ   9

 

 

 

 

НАЛОГИ В ГОСДУМЕ

 

Госдума отклонила законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ

 

18 февраля, как и ожидалось, Госдума отклонила в первом чтении достаточно резонансный и далеко не новый по самой своей идее законопроект № 550945-6, которым предлагалось ввести прогрессивную шкалу ставок налога на доходы физических лиц (НДФЛ) свыше 5 млн рублей. Законопроект набрал лишь 208 голосов «за» при необходимых 226. За него проголосовали все оппозиционные фракции: «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР и даже 5 депутатов из «Единой России», но поскольку подавляющая часть «единороссов» голосовать за него не стала, законопроект признан отклоненным.

Проект закона, внесенный депутатами Олегом Ниловым и Василием Швецовым ("Справедливая Россия") по доходам до 5 млн рублей включительно сохранял действующую ставку налога в размере 13% Для доходов от 5 млн до 50 млн рублей предлагается установить ставку налога в размере 18%, от 50 млн до 500 млн рублей - 23%, свыше 500 млн рублей - 28%

"Такая прогрессивная шкала любого богатого и сверхбогатого человека в Европе или Америке, если бы такой закон приняли их парламент, их сенат, ну просто обрадовала бы до чрезвычайности. У нас от этого кому-то становится почему-то не по себе", - заявил, представляя документ, Нилов, отметив, что законопроект касается лишь менее 1% населения, в первую очередь 110 олигархов.

Однако член профильного комитета по бюджету и налогам Раиса Кармазина обратила внимание, что в послании главы государства Федеральному Собранию РФ от 4 декабря 2014 года "содержится требование о необходимости обеспечения неизменности действующих условий налогообложения на протяжении ближайших четырех лет".

"Немаловажным аргументом в пользу сохранения действующего порядка исчисления НДФЛ является и то обстоятельство, что за последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста поступлений данного налога, как в абсолютном, так и относительном выражении", - отметила депутат. Она напомнила, что прогрессивная шкала уже применялась в 1992-2000 годах.

"Несмотря на многочисленные модификации шкалы налоговых ставок, к концу 90-х годов неэффективность действовавшего порядка подоходного налога физлиц, связанная с получившими широкое распространение фактами минимизации налогоплательщиками и налоговыми агентами реально получаемых и выплачиваемых доходов, в значительной степени обусловила переход к единой налоговой ставке", - заявила Кармазина.

ВИДЕО: Те, кому интересно посмотреть видеозапись презентации и обсуждения этого законопроекта в ГосДуме 18 февраля (а это действительно интересно!) могут перейти по ссылке:  http://www.video-duma.ru/watch/?id=301021

 

Учитываемые в расходах проценты вновь ограничат, в том числе, используя ключевую ставку

 

С принятием 17 февраля во втором чтении (а 20 февраля – в третьем чтении) до неузнаваемости изменился законопроект № 675906-6 о внесении изменений в статью 269 НК. Изначально проект, внесенный одним из депутатов, был направлен на уточнение определения понятия контролируемой задолженности.

Сейчас в варианте, принятом во втором чтении, полностью отсутствуют те положения, которые изначально вносились. Вместо этого предстоит подправить статью 269 НК в другом направлении.

Для начала имеет смысл напомнить предыдущие правки, внесенные в эту статью федзаконом 420-ФЗ от 28.12.2013, который в данной части буквально только что - с 1 января 2015 года - вступил в силу. Для сделок, не относящихся к контролируемым (речь идет о трансфертном ценообразовании – прим. НФП), и для задолженностей, не признаваемых контролируемыми, ранее применявшиеся ограничения на учет процентов в расходах были сняты.

При этом были установлены такие ограничения для контролируемых сделок, одной из сторон которой является банк (пункт 1.1), и для них были определены интервалы процентов, учитываемых в расходах и в доходах (пункт 1.2). По долговому обязательству в рублях интервал составляет 75-180% (на 2015 год), 75-125% (начиная с 2016 года) ставки рефинансирования ЦБ.

Согласно вносимым поправкам, во-первых, ограничения будут касаться любых контролируемых сделок (будет убрано "одной из сторон которой является банк"). Во-вторых, судя по формулировкам пункта 1.2 в новой редакции, ограничения будут касаться не только контролируемых сделок, но и вообще любых.

Так, по рублевым долговым обязательствам, возникшим в результате контролируемых сделок, ограничение будет описано так: от 0 до 180 % (на 2015 год), от 75 до 125 % (начиная с 2016 года) ключевой ставки ЦБ.

При этом по долговому обязательству, оформленному в рублях и не указанному в предыдущем абзаце (то есть, надо полагать, возникшему не в результате контролируемой сделки) интервал ставок составит от 75% ставки рефинансирования ЦБ до 180% ключевой ставки ЦБ (на 2015 год), от 75 до 125% (начиная с 2016 года) ключевой ставки ЦБ.

Кстати, впервые в налоговое законодательство вводится использование ключевой ставки. В пункте 1.3 упоминание ставки рефинансирования также будет заменено понятием ключевой ставки. Все вышесказанное будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

ПРИМЕЧАНИЕ от НФП: Таким образом, законопроект № 675906-6 был разделен на 2 части: одна из которых (о нормировании процентов для целей налогообложения) была принята 20 февраля в третьем чтении, а другая часть (о контролируемой задолженности) была выделена в самостоятельный законопроект № 724609-6, о котором речь сейчас пойдет ниже.

 

Новая редакция законопроекта о контролируемой задолженности внесена в Госдуму

 

Новая редакция законопроекта (№ 724609-6), который уточняет понятие "контролируемая задолженность" при включении процентов по долговым обязательствам в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль для налогоплательщиков - российских организаций, 17 февраля внесена в Госдуму.

Авторами законодательной инициативы выступили председатель думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров и его первый заместитель Глеб Хор, предложившие более четко определить основания, при которых долговое обязательство может быть признано контролируемой задолженностью. "Контролируемой" предлагается считать задолженность в трех случаях. Во-первых, когда кредитор - иностранное лицо прямо или косвенно участвует в российской организации-заемщике. Во-вторых, когда кредитор является взаимозависимым лицом иностранного лица, которое имеет долю участия в организации-заемщике. В-третьих, если долговое обязательство выдано под гарантию (поручительство) иностранного лица, которое является взаимозависимым с организацией-заемщиком. В целях устранения необоснованных налоговых обременений при выплате процентов в случаях, когда кредит выдан независимым российским банком (не являющимся взаимозависимым с заемщиком), но под поручительство (гарантию) иностранного взаимозависимого с заемщиком лица, предлагается определить условия, при которых эта задолженность не признается контролируемой.

Непогашенная задолженность не признается для налогоплательщика - российской организации контролируемой задолженностью при выполнении одновременно ряда условий.

1) Во-первых, долговое обязательство возникло перед банком, который не является взаимозависимым лицом как с налогоплательщиком - российской организацией, так и с лицами, выступающими в качестве поручителя, гаранта или иным образом обязующимися исполнить долговое обязательство российской организации.

2) Во-вторых, если в организации, перед которой возникло долговое обязательство, а также у иных лиц, взаимозависимых с этой организацией, включая банки, открытые счета, вклады (депозиты) взаимозависимых иностранных лиц и (или) взаимозависимых с ними лиц, либо к организации имеются иные права требования таких лиц. Не будет признаваться контролируемой для налогоплательщика - российской организации и непогашенная задолженность, если исчисление и удержание суммы налога с процентных доходов иностранной организации, выплачиваемых по такому долговому обязательству, не производится налоговым агентом.

 

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД

 

Опубликовано определение экономической коллегии ВС по резонансному делу о транспортном налоге

 

В прошлом выпуске бюллетеня нами уже сообщалось о том, что Экономическая коллегия Верховного Суда достаточно неожиданно рассмотрела в пользу налогоплательщика спор о правомерности доначисления транспортного налога в отношении разбившегося самолета. После оглашения резолютивной части многие стали с большим интересом ждать появления мотивировочной части этого определения. Решится ли ВС на полный пересмотр более ранней позиции Президиума ВАС по аналогичному вопросу или же ограничится лишь тем, что слегка скорректирует ее применительно к конкретным обстоятельствам дела? Суд выбрал второй вариант. С одной стороны он указал в своем определении от 17.02.2015 по делу № 306-КГ14-5609 по делу № А55-23180/2013 на то, что:

«В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование, а учитывая тот факт, что воздушное судно - самолет ТУ-154М… полностью уничтожено…, свидетельствует, по мнению Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, об отсутствии характеристик, соответствующих объекту налогообложения транспортным налогом в силу положений статей 38 и 358 Налогового кодекса».

Казалось бы, ну вот, одной этой фразой всё четко сказано: нет транспортного средства – нет и объекта налогообложения. Однако все-таки выяснилось, что главное для судей оказалось все-таки не это, не этот объективный момент – существование вещи в природе как таковой, а субъективный момент – принятие налогоплательщиком всех возможных мер к скорейшему снятию транспортного средства с регистрационного учета.

Суд указал, что «в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике».

И большую часть своего определения экономическая коллегия посвятила именно описанию, так скажем, добросовестности налогоплательщика, который вроде как пытался сделать все возможное, чтобы поскорее снять самолет с регистрационного учета, но ему это не удалось из-за длительности самой процедуры снятия с учета (необходимость осмотра, составления акта списания, дефектации, разбора, утилизации самолета).

ОЦЕНКА НФП: Всё бы ничего, да вот только при таком подходе, когда на первый план при решении вопроса о правомерности доначисления налога на уже несуществующее транспортное средство выходит субъективный момент, вывод этих же судей об объективных моментах (нет самолета – нет объекта) просто утрачивает свой смысл. А ведь по большому счету субъективный момент (в частности, вина) при неисполнении налоговой обязанности по идее должен бы иметь значение только при решении вопроса о привлечении к ответственности (за неуплату налога), но никак не при решении вопроса о наличии или отсутствии объекта налогообложения, и, соответственно, вопроса о наличии или отсутствии налоговой обязанности.

Однако Верховный Суд решил иначе, и теперь его «половинчатую» позицию, пожалуй, крайне сложно будет использовать в тех спорах, в основе которых лежит, например, уничтожение автомобиля в результате ДТП. Такие споры будут обречены на субъективизм, на оценку достаточности и своевременности принятия налогоплательщиком всех мер для снятия автомобиля с учета.

 

 

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

 

 

Живущих за рубежом россиян обяжут рассказать ФНС о всех своих активах

 

ФНС хочет заставить россиян, большую часть времени живущих за рубежом, сообщать о своих зарубежных активах. Это вольная трактовка понятия налогового резидентства, требование будет легко оспорить, считают юристы.

Закон о деофшоризации (о контролируемых иностранных компаниях, КИК), заработавший с этого года, обязывает российских бенефициаров зарубежных активов до 1 апреля уведомить налоговую службу о владении более 10% уставного капитала в таких компаниях. Правило распространяется на налоговых резидентов России – ими считаются те, кто проводит в стране более 183 дней в году.

Если человек находится на территории России меньше этого срока, то он утрачивает статус налогового резидента и, как следствие, обязанность уведомлять налоговые органы об участии в контролируемых иностранных компаниях, говорит юрист адвокатского бюро DS Law Наталья Чикунова.

У Федеральной налоговой службы другая трактовка проблемы. Она подготовила письмо о критериях признания физического лица налоговым резидентом (по всей видимости, речь идет о письме ФНС от 16.01.2015 № ОА-3-17/87@ - прим. НФП). «Из положений международных договоров России об избежании двойного налогообложения следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем [на праве собственности или постоянной регистрации] либо имеет в России центр жизненных интересов, [который] определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы, – говорится в документе за подписью замглавы ФНС Алексея Оверчука. – Таким образом, сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента России».

Многие стали рассматривать отказ от налогового резидентства как один из способов уйти от правил о КИК, и было предсказуемо, что налоговые органы будут с этим бороться, говорит партнер Internation​​al Tax Associates BV Рустам Вахитов. Этим письмом ФНС значительно расширяет толкование налогового резидентства, прописанное в Налоговом кодексе, теперь в группу риска могут попасть все, у кого в России есть объекты жилой недвижимости, регистрация по месту жительства или тесные личные и экономические связи, указывает Чикунова.

Представитель ФНС не смог предоставить оперативный комментарий.​​

Подробнее: http://rbcdaily.ru/economy/562949994049006

 

 

Минфин предлагает увеличить нагрузку на работающих россиян до 14%

 

Минфин прорабатывает вопрос об увеличении налоговой нагрузки на работающих россиян на 1%. В ведомстве Антона Силуанова также предлагают лишить работающих пенсионеров части пенсионных выплат, а уже со следующего года начать постепенное повышение пенсионного возраста до 63 лет для женщин и мужчин. Повышение пенсионного возраста неизбежно, констатируют эксперты, а вот увеличение налоговой нагрузки вряд ли увеличит пенсии россиян.

Министерство финансов готовит пакет мер, направленных на экономию расходов в пенсионной сфере, рассказали два высокопоставленных источника из Минфина и подтвердил чиновник из соцблока правительства.

Ведомство Антона Силуанова предлагает введение взноса в размере 1% с работника на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. То есть каждый работник будет платить этот процент со своей зарплаты помимо 13-процентного подоходного налога.

 

Сенатор Тарло намерен инициировать принятие закона о налоге на валютные операции

 

Налог предлагается установить в размере 1% от суммы сделки. Законопроект будет внесен в течение двух недель.

В течение двух недель Совет Федерации начнет процедуру внесения законопроекта о налоге на валютные операции. Об этом рассказал автор идеи, член комитета СФ по экономической политике Евгений Тарло.

По словам сенатора, размер налога составит около 1% от суммы сделки, он коснется всех продавцов и покупателей иностранной валюты, однако для простых граждан эта мера не окажется чувствительной. "Если бы вы 1% заплатили, вы бы даже не заметили его, а вот тем, кто продает постоянно, в течение дня проводит по десять транзакций и платит с оборота, это уже ощутимо", - считает парламентарий.

Сенатор намерен реализовать свою идею в ближайшее время. "В течение двух недель такая законодательная инициатива будет официально подана", - заверил он.

Новый законопроект призван защитить валютный рынок от спекуляций и пополнить бюджет, подчеркнул Тарло. Он также считает, что российский Центральный банк совершил "колоссальную ошибку", ранее заблокировав принятие подобной нормы, поскольку, по мнению сенатора, она помогла бы предотвратить двукратное падение национальной валюты в конце 2014 года.

 

Кремль не поддержал налог на интернет

 

Администрация президента раскритиковала предложение Российского союза правообладателей (РСП) Никиты Михалкова взимать с интернет-пользователей сбор в пользу правообладателей. 

Главное контрольное управление (ГКУ) администрации президента подготовило отрицательный отзыв на концепцию введения авторского сбора в интернете, рассказали три участника дискуссий на эту тему, знакомых с текстом этого документа. По их словам, отзыв отправлен первому вице-премьеру Игорю Шувалову, которому президент России Владимир Путин еще в прошлом году поручил изучить эту концепцию.

Идею ввести в рунете так называемый авторский сбор выдвинул РСП, совет которого возглавляет режиссер Никита Михалков. РСП предложил интернет-провайдерам включить в абонентскую плату сумму, которую затем они должны будут отчислять в счет правообладателей. Взамен операторы, по мысли авторов идеи, получат глобальные лицензии, позволяющие их абонентам беспрепятственно скачивать в интернете музыку, фильмы, программы и т. п. Распределять средства между авторами и правообладателями согласно этому замыслу должна специальная организация, аккредитованная правительством.

Действие этой нормы РСП предлагал распространить на все договоры об оказании услуг интернет-доступа, в том числе и на заключенные до ее введения.

В отзыве на эту инициативу ГКУ указывает, что она получила отрицательный отклик из большинства министерств и ведомств, говорят два человека, видевших документ. Предложение РСП раскритиковали по крайней мере два ведомства — Минэкономразвития и Минкомсвязи. Позиция Минкомсвязи не изменилась, сказал замминистра связи Алексей Волин: «Мы считаем эту идею бессмысленной и сообщили об этом Шувалову». Источник в Минэкономразвития говорит, что его позиция тоже прежняя. Ранее Минэкономразвития указывало, что в России уже есть механизм защиты прав на фильмы и телесериалы — антипиратский закон, принятый летом 2014 г. и позволяющий правообладателям добиваться досудебной блокировки пиратских сайтов. Если таких механизмов будет несколько и они не будут взаимосвязаны, это может плохо повлиять на правоприменительную практику, опасалось министерство.

Открыто поддержало идею авторского сбора только Минкультуры. Более того, именно оно подготовило вместе с РСП и концепцию, и текст законопроекта об авторском сборе.

 

Любой желающий может быстро узнать сумму своих недоимок и погасить их через Интернет (Яндекс)

 

Российская платежная система "Яндекс.Деньги" запустила сервис проверки задолженности по налогам, сообщила компания. Чтобы проверить задолженность по налогам, любому желающему необходимо будет ввести ИНН пользователя на сайте платежной системы (те, кто не знает свой ИНН, могут узнать его на сайте nalog.ru или прямо на Яндексе). Попробовать сделать это можно, перейдя по этой ссылке https://money.yandex.ru/taxes/?from=itr&geoa=1 Прежде всего это касается тех, у кого есть в собственности жилье, автомобиль, а значит есть и налоговая обязанность по налогу на имущество физических лиц  и транспортному налогу.

Погасить недоимки и набежавшие пени можно будет прямо здесь же в том числе пользователям, не зарегистрировавшим электронный кошелек "Яндекс.Деньги", система позволяет совершить оплату и без ИНН - с помощью квитанции.

К оплате принимаются электронные деньги, банковские карты, наличные - через терминалы оплаты, салоны связи и банкоматы, работающие с "Яндекс.Деньгами". Квитанция об оплате будет отправлена по электронной почте.

ДЛЯ СПРАВКИ: "Яндекс.Деньги" - крупнейший сервис электронных платежей в рунете, позволяющий заводить электронные кошельки и оплачивать с их помощью товары и услуги, заказанные в интернете. К концу 2014 года на сервисе было зарегистрировано 20 млн кошельков, каждый день к ним добавляется 12 тыс новых. 25% компании принадлежит "Яндексу", остальные 75% - Сбербанку России.

 

 

РЕГИОНЫ И НАЛОГИ

 

Более 4000 работодателей, выплачивающих теневую заработную плату, приглашены на комиссии налоговиками Свердловской области

 

В  2014 году  налоговики Свердловской области провели 1190 заседаний комиссий по легализации налоговой базы, «теневой» заработной платы, на которые были приглашены 4666 налогоплательщиков-работодателей, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по виду экономической деятельности.

Комиссии проводились в районных инспекциях Екатеринбурга и при администрациях муниципальных образований.

Профилактическая работа оказалась результативной: 3450 работодателей повысили заработную плату своим работникам, причем треть из них – до среднего уровня по виду экономической деятельности.

По итогам рассмотрения на комиссиях по легализации налоговой базы 277 налоговых агентов уточнили налоговую базу по налогу на доходы физических лиц на сумму 5,8 миллиона рублей. 

Профилактическая работа налоговиков по разъяснению обязательств работодателей перед бюджетом нацелена на то, чтобы дать возможность бизнесу работать и развиваться. Работа в этом направлении имеет также и социальную направленность, ведь «теневая» заработная плата приводит к социальной незащищенности работников, которые не смогут получить в полном объеме пенсию, страховые выплаты. Искажаются данные о размерах получаемой заработной платы. Фактически работник лишается какой-либо уверенности в своем будущем.

 

Более 1500 жалоб налогоплательщиков рассмотрено региональным налоговым управлением в 2014 году

 

Каждый налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если они нарушают его права.

Управление с помощью средств массовой информации и Интернет-сайта информирует налогоплательщиков о возможности урегулирования налоговых споров в досудебном порядке и восстановления прав в случае их нарушения.

С начала  2014 года Управлением ФНС России по Свердловской области рассмотрено 1 537 жалоб на сумму 5 млрд. 738 млн. 919 тыс. рублей. Для сравнения: за тот же период 2013 года была рассмотрена 501 жалоба.

В прошедшем году областным налоговым управлением  удовлетворены 703 жалобы или 45,7% от общего количества рассмотренных жалоб, на сумму 735 млн. 965 тыс. рублей, или 12,8% от обжалуемой суммы.

Из 703 удовлетворенных жалоб - 448 жалоб поступили от юридических лиц, 156 жалоб –от  индивидуальных предпринимателей  и 99 жалоб направили физические лица.

С помощью сервиса на сайте ФНС России «Узнай о жалобе» можно в режиме online узнать дату поступления обращения в областное налоговое управление и входящий номер документа; срок, к которому должно быть рассмотрено обращение; информацию о продлении срока рассмотрения обращения; реквизиты решения  по обращению (номер и дата); статус обращения (в стадии рассмотрения, рассмотрение завершено); сведения о результате рассмотрения обращения.

 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

 

Налоговики стали собирать доказательства налоговых правонарушений в социальной сети «Вконтакте»

 

Налоговые органы всё больше и больше расширяют круг источников, из которых они черпают ту или иную информацию о налогоплательщике для того, чтобы затем использовать ее в качестве доказательства совершения налогоплательщиком налогового правонарушения. Таким источником в последнее время становятся даже социальные сети, в том числе такая популярная из них как «Вконтакте».

Одним из примеров использования доказательств, добытых налоговиками из данной сети, стало дело № А05-808/2014. Налоговый орган благодаря совокупности доказательств, в т.ч. собранных в социальной сети, смог доказать, что налогоплательщик даже после временной утраты статуса индивидуального предпринимателя продолжал осуществлять предпринимательскую деятельность, а значит должен был уплачивать налоги. В двух словах суть этого спора сводится к следующему.

По мнению налогового органа, налогоплательщик не в полном объеме уплатил ЕНВД по виду деятельности "оказание бытовых услуг" (парикмахерская) вследствие занижение физического показателя "количество работников, включая индивидуального предпринимателя". Предприниматель в период после утраты статуса ИП и повторного его приобретения продолжал оказывать эти услуги, что подтверждается различными доказательствами, в т.ч. информацией, размещенной для общего доступа в социальной сети.

Соглашаясь с налоговым органом, суд отметил, что физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, при отсутствии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не вправе ссылаться на то, что он не является индивидуальным предпринимателем. Суд учел, в частности, доводы налогового органа о том, что продолжение осуществления этой деятельности подтверждается не только договорами с энергосбытовой и охранной организацией, которые продолжали действовать и после утраты статуса ИП, не только свидетельскими показаниями о том, что парикмахерская работала, ее работники постоянно выходили курить на улицу. Налоговики сослались и на то, что «В социальной сети "ВКонтакте" в сети Интернет имеется открытая для общего доступа группа, информация в которой также позволяет сделать вывод, что парикмахерская фактически работала».

Кроме того, налоговый орган установил, что салон-парикмахерская в спорном периоде принимал участие в проходившем в городе Северодвинске открытом городском конкурсе-фестивале по парикмахерскому искусству и маникюру "Цветок Севера - 2011"; в номинации "Космические фантазии" - "Шоу-блок на звание лучший салон года" занял третье место, а указанные выше лица подтвердили факт участия этого салона-парикмахерской в конкурсе и работу этого салона-парикмахерской в период проведения конкурса. Информация о подготовке к конкурсу, о его результатах также была размещена в открытой для общего доступа группе в социальной сети "ВКонтакте". (Постановление АС СЗО от 02.12.2014 по делу № А05-808/2014).

ПРИМЕЧАНИЕ от НФП: Раз уж речь зашла о социальной сети «Вконтакте», то стоит сказать пару слов о том, что ГК «Налоги и финансовое право», идя в ногу со временем, с недавних пор тоже имеет свою страницу в этой сети.  Она задумана как еженедельный дайджест "Налоговые новости", обзор прессы по налоговым, трудовым и гражданско-правовым вопросам, судебная практика, аналитические материалы от сотрудников ГК "Налоги и финансовое право", консультации, аудио- и видео- лекции, новости компании и информация о семинарах, конференциях и мастер-классах ГК "Налоги и финансовое право", налоговые истории.

Перейти на страницу ГК «НФП» в соцсети «Вконтакте» и пополнить ряды участников виртуальной группы можно по этой ссылке: http://vk.com/gknfp

 

 

НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ

 

Доходы детей-сирот (оставшихся без попечения родителей, из малообеспеченных семей) в виде благотворительной помощи не подлежат налогообложению НДФЛ независимо от источника выплаты

 

С 1 января 2015 года уточнены положения пункта 26 ст. 217 НК РФ, при этом доходы в виде благотворительной помощи, получаемые детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, размер которого определяется в порядке, установленном законами субъектов РФ, освобождаются от НДФЛ даже в том случае, если источник их выплаты выступает коммерческая организация.

ПРИМЕЧАНИЕ НФП: отметим, что прежняя редакция нормы ограничивала возможность применения льготы, так как содержала указание на конкретный источник выплаты, а, именно, некоммерческую организацию.

 

 

Как обезопасить себя, возмещая работнику расходы на такси в месте командировки, но не удерживая при этом НДФЛ

 

Отметим, что в настоящий момент единая позиция о налогообложении НДФЛ сумм возмещения расходов по проезду на такси в местах командировки не сформирована как со стороны контролирующих, так и со стороны судебных органов.

Так, Минфин РФ в письме от 27.06.2012 № 03-04-06/6-180 пришел к выводу о том, что возмещение организацией стоимости использования такси для различных поездок работников во время нахождения в командировке относятся к числу компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиками трудовых обязанностей, и, соответственно, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ.

Аналогичное мнение высказано Управлением ФНС России по г. Москве от 24.12.2009 № 20-20/3/3535.

Однако налоговые органы с завидной регулярностью пытаются вменить организациям, возместившим расходы на оплату такси в местах командирования, невыполнение обязанностей по удержанию и перечислению НДФЛ, и, соответственно, применяют штрафные санкции по ст. 123 НК РФ.

При этом единого подхода при рассмотрении налоговых споров, возникновение которых связано с описываемой ситуацией, судебными органами также не выработано.

Так, в качестве примеров положительной для налоговых агентов судебной практики можно отметить: Постановления ФАС Дальневосточного округа от 16.06.2014 № Ф03-1879/2014, от 15.06.2009 № Ф03-2484/2009.

При этом позиция налоговых органов была поддержана ФАС Московского округа в Постановлениях от13.12.2013 № Ф05-15227/2013, от 04.04.2013 № А40-51503/12-90-279.

ПРИМЕЧАНИЕ НФП: рекомендуем определить в Положении о командировках, в каких случаях работник вправе воспользоваться такси в командировке, и что признается «служебными целями» (например, перевозка большого количества служебных документов, позднее прибытие транспортного средства в пункт назначения и т.п.).

Соответственно, организация должна располагать оправдательными документами, оформленными надлежащим образом и позволяющими подтвердить использование работником такси для поездок, осуществляемых в служебных целях.

 

Опубликовано: 25.02.2015 11:47        Обновлено: 09.06.2015 11:52