Размер:
Цвет:

Бюллетень с 02  - 08.02.2015

Группа компаний «Налоги и финансовое право»

 

БЮЛЛЕТЕНЬ

ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОВОСТЕЙ

 

№ 005-2015

 

(02 ФЕВРАЛЯ - 08 ФЕВРАЛЯ 2015)

 

НАЛОГИ В ГОСДУМЕ   2

ГосДуме предлагают принять закон о переносе процентного вычета по НДФЛ на другое жильё  2

НОВОСТИ  ДЕОФФШОРИЗАЦИИ   2

ФНС готовит форму уведомления об участии иностранных организаций  2

ФНС дала первое разъяснение об основаниях подачи уведомления об участии в контролируемых иностранных организациях  3

Британские власти подозревают PwC в содействии уклонению от уплаты налогов "в промышленных масштабах" 3

ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ   4

В Госдуму внесен законопроект о симметричных корректировках сумм налогов  4

ФНС напоминает: налоговики могут проверить цены по сделкам между ВЗЛ как в рамках ценовой, так и в рамках обычной налоговой проверки  4

ВЕРХОВНЫЙ СУД   5

ВС рассмотрит спор о возврате из бюджета авансового НДС при новации поставки в заём  5

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ   6

Владельцы тягачей пожаловались Медведеву на необоснованный сбор  6

Минприроды определилось с параметрами экологического сбора  6

Минпромторг разработал проект налогового стимулирования промпредприятий  7

Путин: переход на кадастровую стоимость не должен отразиться на гражданах  7

РЕГИОНЫ И НАЛОГИ   8

Свердловская область приступила к реализации Федерального закона о налоговых каникулах  8

НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ   8

 

 

 

НАЛОГИ В ГОСДУМЕ

 

ГосДуме предлагают принять закон о переносе процентного вычета по НДФЛ на другое жильё

 

4 февраля в ГосДуму поступил законопроект № 715344-6  «О внесении изменений в ст. 220 части второй НК РФ». Инициатор – Законодательное собрание Республики Карелия.

Законопроект рассчитан на тех, кто при первоначальном приобретении жилье не воспользовался процентным расходным вычетом по НДФЛ или использовал его не в полном объеме. Этот вычет предусмотрен подп. 4 п. 1 ст. 220 НК РФ, а его предельный размер составляет 3 миллиона рублей.

По замыслу депутатов такой процентный вычет (или его остаток) может быть трансформирован в имущественный вычет при приобретении следующего объекта недвижимости. На сегодняшний день перенос остатка вычета на второй объект недвижимости предусмотрен только для основного расходного вычета по НДФЛ, но не для процентного вычета.

КОММЕНТАРИЙ от НФП: Законопроект внесен в ГосДуму без заключения Правительства РФ, что может стать поводом к возврату законопроекта его авторам. Но даже если бы такое заключение было, то скорее всего оно было бы отрицательным, поскольку в последнее время все законопроекты, направленные на улучшение положения лиц, приобретающих жилье (в т.ч. в ипотеку), получают отрицательные заключения с оговоркой о том, что принятие в 2013 году поправок в ст. 220 НК РФ Федеральным законом от 23.07.2013 № 212-ФЗ и без того значительно улучшило положение таких лиц (ведь именно этим законом, был, в частности, разрешен перенос остатка неиспользованного вычета в 2 миллиона рублей при приобретении первого объекта недвижимости на второй приобретаемый объект недвижимости).

Кстати, в конце 2014 г. Минфин выпустил достаточно благоприятное для плательщиков НДФЛ письмо о том, что если налогоплательщик приобрел в 2007 году квартиру за счет собственных средств и воспользовался расходным вычетом по НДФЛ в размере средств на ее приобретение, а затем в 2014 году приобрел квартиру в ипотеку, то он вправе в 2014 году начать использовать процентный вычет, несмотря на то, что он уже воспользовался основным расходным вычетом (письмо Минфина РФ от 16.12.2014 № 03-04-05/64922).

Внесенный же карельскими депутатами законопроект предполагает несколько иную ситуацию, когда при приобретении первоначального жилья у налогоплательщика имелось право на процентный вычет (жилье приобретено в ипотеку), но он им не воспользовался.

 

 

НОВОСТИ  ДЕОФФШОРИЗАЦИИ

 

ФНС готовит форму уведомления об участии иностранных организаций

 

ФНС РФ разрабатывает проект ведомственного приказа «Об утверждении формы и формата уведомления об участии в иностранных организациях, а также порядка заполнения и представления в электронной форме».

Уведомление об этом опубликовано на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения. Документ обеспечит возможность исполнения налогоплательщиками обязанности по уведомлению о своем участии в иностранных организациях, предусмотренной подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 23 НК РФ в редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ.

ПРИМЕЧАНИЕ от НФП: Стоит напомнить, что самые первые уведомления об участии в иностранных организациях должны быть представлены в налоговый орган до 1 апреля 2015. Это касается тех лиц, которые по состоянию на 31.12.2014 владеют долей участия в иностранной организации в размере не менее чем 10%.

 

ФНС дала первое разъяснение об основаниях подачи уведомления об участии в контролируемых иностранных организациях

 

Как известно, ст. 25.14 НК РФ (закрепленная в НК РФ с 2015 года Федеральным законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ о контролируемых иностранных компаниях) установил обязанность для российских участников иностранных организаций с долей участия более 10% уведомлять о своем участии налоговый орган. Из содержания данной нормы следует, что основаниями для такого уведомления являются возникновение, изменение или прекращение указанного участия. При этом напрямую ничего не сказано о том, относится ли к числу таких оснований факт приобретения физическим лицом статуса резидента РФ сам по себе как таковой (т.е. в отрыве от факта возникновения, изменения или прекращения доли участия).

И вот опубликовано первое разъяснение ФНС по данному вопросу, которое возможно станет первым шагом к ответу на этот вопрос.

В письме от 16.01.2015 № ОА-3-17/87@ ФНС указала следующее: «Предусмотренная подп. 1 п. 3.1 ст. 23 НК обязанность физического лица по уведомлению налогового органа об участии в иностранной компании возникает в любом налоговом периоде (начиная с 2015 года), в котором имеется факт наличия такого участия и за который это лицо может быть признано налоговым резидентом Российской Федерации…».

КОММЕНТАРИЙ от НФП: По сути это означает, что даже если физическое лицо приобрело долю участия в иностранной организации в размере более 10% в период, когда оно не являлось резидентом РФ, а затем в течение этого года стало таким резидентом и на конец года тоже являлось резидентом РФ, то у него возникает обязанность представить в налоговый орган уведомление об участии в этой иностранной организации. Слова «за который» как раз и говорят о том, что если на конец налогового периода, т.е. на конец года, физическое лицо является резидентом РФ с долей участия в иностранной организации более 10%, то не имеет значение в каком статусе оно приобрело в течение года указанную долю участия (в статусе резидента РФ или в статусе нерезидента РФ).

Такое толкование, должно стать препятствием для одного из способов обхода закона о КИК, когда физическое лицо намеренно выезжает за пределы РФ, становится нерезидентом РФ и приобретает в этот период долю участия в иностранной организации, а затем возвращается в РФ, приобретает статус резидента и считает, что у него отсутствует обязанность по уведомлению налогового органа об участии в иностранной организации, поскольку якобы такая обязанность существует только у резидентов, которые приобрели долю участия свыше 10% (т.е. только у лиц, которые приобрели эту долю в период наличия у них статуса резидента РФ).

 

Британские власти подозревают PwC в содействии уклонению от уплаты налогов "в промышленных масштабах"

 

Власти Великобритании обвинили мировую аудиторскую компанию PricewaterhouseCoopers (PwC) в содействии транснациональным корпорациям в уклонении от уплаты налогов.

По данным газеты The Independent, в докладе, опубликованном на сайте британского парламента, члены комиссии Палаты общин утверждают, что PwC вводила власти в заблуждение по поводу своего содействия сотням крупных компаний в выведении миллионов налоговых поступлений через офшоры.

По их словам, аудиторская компания советовала своим клиентам использовать схемы, которые заключаются в выведении прибыли в Люксембург через внутрифирменные ссуды. "Это является не чем иным, как содействием в уклонении от уплаты налогов в промышленных масштабах", - отмечается в докладе.

Проверка PwC началась после того, как в 2014 году разразился "Люксликс" - скандал вокруг налоговой системы Люксембурга. Международный консорциум журналистов-расследователей выяснил, что в налоговых махинациях замешаны более тысячи международных компаний. Среди них Apple, Ikea, Deutsche Bank, Walt Disney, Skype, Bombardier и Telecom Italia, а также российские компании, в том числе Alfa Group, "Газпром", "Сбербанк", Evraz, "Хоум Кредит" и РЕСО.

       Подробнее: http://www.newsru.com/finance/06feb2015/ukpwcscandal.html

 

 

ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

 

В Госдуму внесен законопроект о симметричных корректировках сумм налогов

 

3 февраля в Госдуму внесен законопроект № 714002-6 «О внесении изменений в раздел V.1 НК РФ» о симметричных корректировках сумм налогов, направленный на расширение перечня оснований проведения симметричных корректировок налоговой базы и сумм налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Проект подготовлен Минфином во исполнение поручения Правительства России.

НК РФ  предусмотрено, что в случае занижения сумм налогов, указанных в п. 4 ст. 105 Кодекса, корректировка сумм соответствующих налогов может быть проведена как в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о доначислении налога по итогам проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, так и самостоятельно в соответствии с п. 6 указанной статьи.

При этом согласно ст. 105 Кодекса право на проведение симметричных корректировок у российских организаций-налогоплательщиков, являющихся другими сторонами контролируемой сделки, возникает исключительно в случае, если корректировка сумм налогов, указанных в п. 4 ст. 105 НК РФ, произведена налогоплательщиком на основании указанного решения федерального органа исполнительной власти.

Законопроектом предусмотрено внесение изменения в ст. 105 Кодекса в части предоставления другой стороне сделки права осуществлять симметричные корректировки также и в случае, если соответствующая корректировка произведена налогоплательщиком самостоятельно.

Законопроект направлен на расширение перечня оснований проведения симметричных корректировок налоговой базы и сумм налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Кроме того, в ряде статей предусмотрено, что завышение суммы убытка влечет для целей ТЦО те же последствия, что и завышение суммы налога.

Законопроектом предусмотрены и некоторые другие поправки.

 

ФНС напоминает: налоговики могут проверить цены по сделкам между ВЗЛ как в рамках ценовой, так и в рамках обычной налоговой проверки

 

В правовой базе «Консультант+» размещено (хотя и со значительным опозданием) письмо ФНС России, где она более четко (чем ранее Минфин) высказала  свою позицию о том, как и когда налоговые органы будут проверять соответствие цен по сделкам между взаимозависимыми лицами рыночным ценам.

Речь идет о письме ФНС от 16 сентября 2014 г. N ЕД-4-2/18674@, в котором содержится следующее.

Первым делом ФНС сослалась на одно из самых громких писем Минфина в сфере ТЦО. Минфин РФ в письме от 18.10.2012 № 03-01-18/8-145 указало, что, исходя из совокупности норм Кодекса, сделки между взаимозависимыми лицами можно разделить на две группы, а именно:

  1. на контролируемые, признаваемые таковыми при соблюдении положений статьи 105.14 Кодекса, и
  2. иные сделки между взаимозависимыми лицами (неконтролируемые).

Далее ФНС пишет: «Положения Кодекса лишь разграничивают полномочия в части налогового контроля цен в сделках по уровням системы налоговых органов в РФ. Проверка соответствия цен в контролируемых сделках, в силу положений пункта 1 статьи 105.17 Кодекса, осуществляется непосредственно ФНС России, проверка цен в сделках между взаимозависимыми лицами, но которые не признаются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 Кодекса, может проводиться территориальными налоговыми органами в ходе камеральной или выездной налоговой проверки. Положения абзаца 3 пункта 1 статьи 105.17 Кодекса предусматривают запрет на осуществление проверок цен в ходе камеральных и выездных налоговых проверок только в отношении контролируемых сделок».

ФНС открытым текстом пишет о том, что налоговики могут проверять цены по сделкам между взаимозависимыми лицами не только в рамках ценовой, но и в рамках обычной (камеральной или выездной) проверки. Просто цены в контролируемых сделках проверяет ФНС России, а в неконтролируемых – территориальные налоговые органы.

Конечно, и Минфин в уже упомянутом письме от 18.10.2012 № 03-01-18/8-145 указывал на возможность проверки цены сделки между взаимозависимыми лицами в рамках камеральной или выездной проверки в том случае, если сделка не соответствует критерию контролируемой. Но при этом Минфин делал оговорку, что это касается тех случаев, когда исчисление налоговой базы осуществляется на основании положений отдельных статей части второй Кодекса, исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ. ФНС такую оговорку делать не стала. Налоговая база по трем основным налогам (НДС, НДФЛ и налог на прибыль) согласно соответствующим нормам НК РФ во всех случаях определяется с учетом ст. 105.3 НК РФ (ст. ст. 154, 211, 274 НК РФ).

Зато сделана другая оговорка: при проверке цен по неконтролируемым сделкам налоговый орган помимо «нерыночности» этих цен, определяемой с помощью методов, указанных в гл. 14.3 НК РФ должен доказать факт манипулирования налогоплательщиком ценой в такой сделке, т.е. некий умысел на получение необоснованной налоговой выгоды в результате такого манипулирования.

Каким же образом будет доказываться факт такого манипулирования - в письме не разъясняется. Не исключено, что налоговые органы будут просто ссылаться на совершение налогоплательщиком аналогичных сделок по другим ценам, отличающимся от той цены, которая применена им же в одной отдельно взятой сделке. А уже налогоплательщику придется объяснять налоговому органу и суду причины такого отклонения, т.е. необходимое экономическое обоснование.

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД

 

ВС рассмотрит спор о возврате из бюджета авансового НДС при новации поставки в заём

 

Верховный Суд в составе экономической коллегии намерен рассмотреть спор, имеющий как теоретическое, так и практическое значение. Спор связан с толкованием нормы абз. 2 п. 5 ст. 171 НК РФ, согласно которой «вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории РФ, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей».

Из указанной нормы следует, что обязательным условием получения продавцом авансового вычета по НДС является возврат суммы аванса покупателю.

Между тем, на практике достаточно часто встречаются случаи, когда вместо возврата аванса продавец с покупателем заключают соглашение о новации обязательства по возврату аванса в обязательство по возврату займа, а поскольку заемные операции в принципе не подлежат обложению НДС (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ), то продавец начинает рассматривать уплаченную в бюджет сумму авансового НДС как излишне уплаченную и подлежащую возврату из бюджета до того момента, когда сумма займа (бывшего аванса) будет возвращена займодавцу (покупателю).

Такой своеобразный способ налоговой оптимизации поддерживают далеко не все суды, и Верховный Суд РФ решил, наконец, дать оценку его обоснованности.

В деле с аналогичной фабулой суды первой и апелляционной инстанций поддержали налогоплательщика (поставщика). По их мнению, после достижения с покупателем соглашения о новации сумма авансового НДС является излишне уплаченным налогом, т.к. налогоплательщик не обязан был исчислять и уплачивать в бюджет НДС с заемных средств.

Суд кассационной инстанции отменил судебные акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение, сделав два вывода:

- ст. 78 НК РФ о возврате излишне уплаченного налога к рассматриваемым отношениям не применима;

- суммы авансового НДС подлежат вычету в рассматриваемом случае только после возврата займа (Постановление АС ЦО от 28.08.2014 по делу № А48-3437/2013).

Налогоплательщик обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд и судья Татьяна Завьялова сочла заслуживающим внимания довод налогоплательщика о том, что «вывод суда кассационной инстанции о том, что право на вычет по НДС, уплаченного в бюджет с полученной предоплаты, которая впоследствии новирована в заем, возникнет у налогоплательщика только после возврата денежных средств, противоречит ст.ст. 146, 149 и 171 НК РФ и сложившейся судебно-арбитражной практике».

В итоге данный спор вынесен на рассмотрение экономической коллегии ВС РФ (Определение ВС от 03.02.2015 № 310-КГ14-5185), которое запланировано на 17 марта этого года.

 

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

 

Владельцы тягачей пожаловались Медведеву на необоснованный сбор

 

Перевозчики крупногабаритных грузов обратились к премьер-министру России Дмитрию Медведеву с призывом не дать погибнуть их бизнесу в результате законодательных нововведений. 56 компаний, которые занимаются перевозками тяжеловесных и крупногабаритных грузов, сообщают, что введенные для них сборы за вред автодорогам, вступающие в силу с середины 2015 г., в разы превышают стоимость заказов, которые они выполняют.

К примеру, владелец автопоезда (тягач — 3 оси, прицеп — 5 осей) весом 63,9 т, который направляется из Москвы в Санкт-Петербург, за причиненный дороге вред обязан будет заплатить 229 тыс. руб. (расчеты по методике, изложенной в постановлении правительства от 09.01.2014 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства по вопросам перевозки тяжелых грузов»). Новая методика вступает в силу в 1 июля 2015 г.

В данный момент действует методика расчета вреда дороге от 2009 г., по ней такой же поезд платит за расстояние от Москвы до Петербурга 10 тыс. руб. Сбор за ущерб, таким образом, увеличится в 21,8 раза, в несколько раз перекрывая стоимость самой транспортной услуги: за провоз груза таких параметров перевозчик получит порядка 30 тыс. руб. (сюда не включена стоимость погрузки, страховка и т.д.).

Таким образом, отмечают перевозчики, доставка крупногабаритных грузов по автодороге становится дорогим удовольствием, и их клиенты предпочтут воспользоваться услугами железной дороги. 

 

Минприроды определилось с параметрами экологического сбора

 

На сайте www.regulation.gov.ru опубликован текст проекта постановления Правительства РФ «Об установлении ставок экологического сбора, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств». Проект разработан в связи с последними изменениями, внесенными в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», которые предусматривают, в частности, установление экологического сбора (Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ).

Экологический сбор вводится относительно следующих групп товаров: бумага и изделия из бумаги; изделия резиновые и пластмассовые; продукты минеральные неметаллические прочие; масла нефтяные смазочные; металлы основные; изделия металлические готовые, кроме машин и оборудования; оборудование компьютерное, электронное и оптическое; оборудование электрическое; древесина и изделия из дерева и пробки, кроме мебели, изделия из соломки и материалов для плетения.

Ставки экологического сбора планируется установить на следующем уровне:

в отношении групп товаров «Бумага и изделия из бумаги», «Изделия резиновые и пластмассовые», «Продукты минеральные неметаллические прочие» «Масла нефтяные смазочные», «Металлы основные», «Изделия металлические готовые, кроме машин и оборудования», «Древесина и изделия из дерева и пробки, кроме мебели, изделия из соломки и материалов для плетения» – 1,5 % от себестоимости 1 тонны/1 единицы товара (продукции) без учета НДС;

в отношении групп товаров «Оборудование компьютерное, электронное и оптическое», «Оборудование электрическое; древесина и изделия из дерева и пробки, кроме мебели, изделия из соломки и материалов для плетения» – 4,5 % от себестоимости 1 тонны/1 единицы товара (продукции) без учета НДС.

Помимо этого опубликован и проект постановления Правительства «Об установлении порядка взимания экологического сбора (в том числе порядка его исчисления, срока уплаты, порядка взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора)». Здесь можно отметить, что расчет экологического сбора по форме, утверждаемой Росприроднадзором, предоставляется в территориальный орган Росприроднадзора  в 2015 году до 15 октября 2015 года. Сам же сбор в 2015 году тоже должен быть уплачен до 15 октября 2015 года.

 

 

Минпромторг разработал проект налогового стимулирования промпредприятий

 

В распоряжении «Ведомостей» оказалась презентация Минпромторга, в которой ведомство предлагает пакет мер налогового стимулирования промышленных предприятий.  Оно предлагает льготы для инвестиций, налоговые каникулы по налогам на прибыль и на имущество для новых предприятий, ускоренную амортизацию российского оборудования и снижение страховых взносов для инжиниринговых компаний. Для новых компаний ставка налога на прибыль в федеральный бюджет будет обнулена, а в региональные — может быть понижена до 5%. Срок льгот — 10 лет, по страховым взносам — 6 лет.

По оценке Минпромторга, выпадающие доходы федерального бюджета (по потерям регионов оценок нет) составят 159 млрд руб. за 10 лет, зато эффект от них — 2,2 трлн руб. дополнительных поступлений. Основные потери понесут региональные бюджеты, куда зачисляется 18 из 20% налога на прибыль, замечает Александра Суслина из Экономической экспертной группы.

Получить льготы смогут компании любых отраслей основными бенефициарами будут российский несырьевой бизнес и инвесторы. Чтобы получить преференции, предприятие должно осуществить инвестиции на сумму не менее 20 млн руб. за один год, 50 млн за три года и 200 млн не более чем за пять лет. Представители Минфина данную инициативу пока не комментируют.

 

Путин: переход на кадастровую стоимость не должен отразиться на гражданах

 

Президент РФ Владимир Путин призвал обеспечить прозрачность перехода на кадастровую стоимость.

"Нужно очень внимательно смотреть - и я призываю вас за этим внимательно смотреть, особенно на местах - за тем, чтобы этот переход был понятным, прозрачным, и чтобы он негативным образом не отражался на гражданах, на физических лицах", - сказал глава государства на съезде Федерации независимых профсоюзов России.

"Но совсем ничего не делать тоже не очень правильно", - считает он.

Президент констатировал, что оценка по БТИ "практически нулевая". "На практике это приводит к тому, что целый кластер участников экономической деятельности, например, торговые предприятия, почти уходят от налогообложения, особенно при использовании офшорных схем", - сказал он. "А ведь от этого зависит наполнение региональных бюджетов и, соответственно, решение или нерешение тех или иных социальных вопросов", - продолжил Путин.

"Нужно внимательно следить за тем, что происходит, корректировать власти, не перекладывать все на плечи человека, но и не стагнировать ситуацию, которая, безусловно, требует определенных изменений", - убежден глава государства.

 

 

РЕГИОНЫ И НАЛОГИ

 

Свердловская область приступила к реализации Федерального закона о налоговых каникулах

 

Как известно, в самом конце ушедшего 2014 года был принят Федеральный Закон от 29.12.2014 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым субъекты Российской Федерации могут предоставить налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную или патентную системы налогообложения, и осуществляющих предпринимательскую деятельность  в производственной, социальной и (или) научной сферах.

Вслед за Челябинской областью, где соответствующий закон уже принят в конце января этого года, к разработке аналогичных законопроектов пока еще только собирается приступить Свердловская область.

На сайте www.ar.gov66.ru размещены уведомления о подготовке двух законопроектов, связанных с реализацией Федерального закона о налоговых каникулах.

  1. «О внесении изменений в Закон Свердловской области «О введении в действие патентной системы налогообложения на территории Свердловской области»;
  2. «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об установлении на территории Свердловской области дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов».

ПРИМЕЧАНИЕ от НФП: Тексты указанных законопроектов по состоянию на 8 февраля не размещены, но, по всей видимости, их содержание будет полностью совпадать с теми мерами, которые предложены в Федеральном законе № 477-ФЗ (нулевая ставка для впервые зарегистрированных ИП, применяющих патентную или упрощенную систему налогообложения и работающих в производственной, социальной и (или) научной сфере).

 

 

НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ

 

Уплаты налога на имущество с кадастровой стоимости объектов, включенных в Перечень, избежать не удастся

 

НК РФ наполнили нормами, направленными на предупреждение применения «схем» в отношении объектов, налоговая база по которым определяется по правилам ст. 378.2 НК РФ как их кадастровая стоимость.

Так, соответствующие дополнения внесены:

- Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ в главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ.

При этом освобождение от уплаты налога на имущество с 1 июля 2014 года не распространяется на объекты недвижимости организаций, применяющих систему налогообложения в виде ЕНВД, если налоговая база в отношении таких объектов определяется по правилам статьи 378.2 НК РФ как их кадастровая стоимость.

Аналогичное положение с 1 января 2015 года действует в отношении организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения;

- Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ в главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения», 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», 26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ.

При этом с 1 января 2015 года освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц не распространяется на ИП, применяющих УСН, систему налогообложения в виде ЕНВД, патентную систему налогообложения, в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, если налоговая база по таким объектам определяется по правилам статьи 378.2 НК РФ;

- Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ при введении в Налоговый кодекс РФ новой главы 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ.

Как закреплено в пункте 2 ст. 402 НК РФ до момента установления субъектом начала применения кадастровой стоимости налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости, за исключением объектов налогообложения, включенных в перечень объектов, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 НК РФ.

 

ПРИМЕЧАНИЕ НФП: таким образом, не освобождаются от уплаты налога на имущество организации, применяющие УСН, ЕНВД, и ИП, применяющие УСН, ЕНВД, патентную систему, и уплачивают его, в том числе физические лица, с кадастровой стоимости, если объект недвижимости имеет утвержденную кадастровую стоимость и поименован в Перечне объектов недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость, размещенном на официальном сайте.

Отметим, что в 2015 году на территории Свердловской области при исчислении налога на имущество организаций с кадастровой стоимости объекта применяется в соответствии с п. 4-2 статьи 2 Закона Свердловской области от 27.11.2003 № 35-ОЗ налоговая ставка в размере 1 процента.

Предусмотрено поэтапное увеличение такой налоговой ставки до 2%, при этом в 2016 году ее размер составит 1,5%.

Налоговая ставка для физических лиц в отношении объектов недвижимости, подлежащих налогообложению по правилам статьи 378.2 НК РФ, установлена п. 2 ст. 406 НК РФ и составляет с 2015 года 2 процента.

 

Доходы в виде дивидендов теперь облагаются по ставке 13%

Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ внесены изменения в главы 23 «Налог на доходы физических лиц» и 25 «Налог на прибыль организаций».

С 1 января 2015 года утратил силу пункт 4 ст. 224 НК РФ, согласно которому в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, устанавливалась налоговая ставка в размере 9 %.

При этом пункт 2 ст. 210 НК РФ дополнен абзацем 2, в связи с которым налоговая база по доходам от долевого участия  определяется отдельно от иных доходов, к которым применяется ставка 13 %; пункт 3 ст. 210 НК РФабзацем 2, при этом база по доходам от долевого участия в организации не уменьшается на налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218 – 221 НК РФ.

Также изменения претерпел подпункт 2 п. 3 ст. 284 НК РФ, при этом с 1 января 2015 года по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, применяется ставка в размере 13%.

 

ПРИМЕЧАНИЕ НФП: отметим, что ставка 13% применяется в отношении доходов в виде дивидендов, поступивших на счета компании (физического лица) либо фактически полученных (при выплате дивидендов в натуральной форме), начиная с 1 января 2015 года.

 

Риски подмены трудового договора договором гр-пр. характера - повышаются

До сих пор, многие схемы оптимизации основываются на замене трудового договора, по которому «должен» работать сотрудник, договором гражданско-правового характера.

Однако необходимо иметь в виду, что ст. 15 ТК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2014 г.)  прямо запрещает заключать заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

Нарушение указанного требования закона влечет привлечение к административной ответственности.

Так, в силу ч. 3 ст.5.27 КоАП РФ (действующей с 01.01.2015 г.)  штраф за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем влечет штраф для юр/лиц  в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

До 1 января 2014 г. переквалифицировать гражданско-правовой договор в трудовой можно было только в судебном порядке. Это следует из прежней редакция ч. 4 ст. 11 ТК РФ.

С 1 января 2014 г. ч. 4 ст. 11 ТК РФ действует в новой редакции, согласно которой:  Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

При этом в ст. 19.1 ТК РФ сказано, что п ризнание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться:

- лицом, использующим личный труд и являющимся заказчиком по указанному договору, на основании письменного заявления физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, и (или) не обжалованного в суд в установленном порядке предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения части второй статьи 15 настоящего Кодекса;

- судом в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.

Т.е. государственный инспектор труда в ходе проверки вправе выдать работодателю предписание об устранении нарушений, выразившихся в заключении гражданско-правового договора вместо трудового.

Опубликовано: 10.02.2015 11:59        Обновлено: 12.07.2016 10:51