Размер:
Цвет:

Бюллетень с 26.01. - 01.02.2015

Группа компаний «Налоги и финансовое право»

 

БЮЛЛЕТЕНЬ

ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОВОСТЕЙ

 

№ 004-2015

 

(26 ЯНВАРЯ - 01 ФЕВРАЛЯ 2015)

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ   2

Антикризисный план Правительства не предусматривает особых мер в сфере налогообложения  2

НАЛОГИ В ГОСДУМЕ   2

ГосДума приняла в первом чтении негативный для работодателей законопроект по НДФЛ  2

ГосДума одобрила в первом чтении возможность получения у работодателей социальных вычетов по НДФЛ  3

ГосДума меняет подход к определению контролируемой задолженности  3

ГосДума приняла в первом чтении законопроект об устранении двойного налогообложения при применении спецрежимов  4

Госдума пересмотрит льготу по НДС в отношении товаров для инвалидов  4

НОВОСТИ  ДЕОФФШОРИЗАЦИИ   4

Евросоюз перекроет популярную у российского бизнеса офшорную схему  4

Опубликованы первые разъяснения Минфина по применению закона о КИК  5

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ   6

Бизнес-омбудсмен: надо снизить налоги для корпораций и поднять ставку НДФЛ  6

Налоговый маневр предлагают отменить в рамках антикризисного плана  7

Трудинспекция сможет дать ФСС и ПФ повод для внеочередной или повторной проверки  7

ВЕРХОВНЫЙ СУД   8

ВС разрешил себе перепроверить факты в деле о налоговой выгоде  8

РЕГИОНЫ И НАЛОГИ   9

В Челябинской области вводятся налоговые каникулы  9

В Свердловской области налоговые поступления от организаций транспорта и связи выросли на 28%   9

НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ   10

 

 

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

 

Антикризисный план Правительства не предусматривает особых мер в сфере налогообложения

 

Правительство России распоряжением от 27.01.2015 № 98-р утвердило т.н. «антикризисный план», с которым бизнес-сообщество связывало большие надежды. Как полагали  некоторые эксперты, Правительство РФ, в целях оживления инвестиционной активности и сохранения уровня занятости, всерьез рассматривало вопрос о резком снижении налоговом бремени для большого количества экономических субъектов из разных отраслей экономики.

Однако реальность оказалась намного скромнее.

Так, Правительство предлагает предоставить субъектам РФ право снижать ставки налога для тех, кто применяет УСН  по доходам с 6% до 1%, а также для уплачивающих единый налог на вмененный доход - с 15% до 7,5%. Данные проекты федеральных законов должны быть подготовлены к 27 февраля.

Кроме того, планом предлагается расширить перечень видов деятельности, по которым ИП вправе применять патентную систему налогообложения. Кроме того, для отдельных категорий самозанятых граждан планируется возможность доступа их патентной системе налогообложения без необходимости регистрации в качестве ИП.

Законопроект с соответствующими изменениями должен быть разработан Минфином РФ, совместно с профильными министерствами и ведомствами к 1 августа 2015 года.

Однако можно предположить, что такие «точечные» меры в сфере налогов будут иметь очень ограниченный эффект, поскольку, во-первых, не решают фискальных проблем малого бизнеса, а во-вторых, совершенно не затрагивают других сфер экономики, в частности представителей среднего, да и крупного бизнеса, которые также нуждается в налоговой поддержке для сохранения своей устойчивости.

 

НАЛОГИ В ГОСДУМЕ

 

ГосДума приняла в первом чтении негативный для работодателей законопроект по НДФЛ

 

30 января ГосДума приняла в первом чтении правительственный законопроект № 673772-6 «О внесении изменений в НК РФ в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах».

Согласно пояснительной записке актуальность принятия законопроекта обосновывается обострением проблемы несвоевременного и неполного удержания и перечисления налоговыми агентами налогов в бюджетную систему РФ, вследствие чего бюджеты субъектов РФ несут существенные потери, что не позволяет решать социально-экономические проблемы РФ и субъектов РФ.

Не перечисляя налоги, налоговые агенты фактически безвозмездно и незаконно пользуются бюджетными средствами. Относительно невысокие налоговые санкции, возможность длительного судебного оспаривания решений налоговых органов о взыскании налогов и штрафов, а также отсутствие у налоговых органов ежеквартальной информации о начисленных доходах, исчисленных и удержанных суммах налога и иные неурегулированные аспекты налогового администрирования препятствуют повышению собираемости налогов.

Содержание законопроекта в общих чертах сводится к следующему:

1) установление обязанности налоговых агентов по ежеквартальному представлению в налоговый орган расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом;

2) введение ответственности налоговых агентов в виде штрафа в размере 1000 рублей за непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом;

3) приостановление операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств в случае непредставления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такого расчета;

4) установление ответственности за представление налоговыми агентами в налоговый орган недостоверных расчетов сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом и (или) сведений о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, необходимых для осуществления налогового контроля, в виде штрафа в размере 500 рублей за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения;

5) предлагается также установить единый срок перечисления в бюджетную систему Российской Федерации налоговым агентом - работодателем сумм удержанного им налога на доходы физических лиц в отношении выплат своим работникам социальных пособий и отпускных - не позднее последнего числа месяца, в котором осуществлялись такие выплаты.

 

ГосДума одобрила в первом чтении возможность получения у работодателей социальных вычетов по НДФЛ

 

30 января ГосДума приняла в первом чтении правительственный законопроект № 667946-6 «О внесении изменений в статью 219 Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий получение отдельных социальных налоговых вычетов у работодателей.

Актуальность принятия законопроекта состоит в необходимости упрощения порядка получения социальных вычетов в виде исключения необходимости обязательного заполнения налогоплательщиком налоговой декларации по НДФЛ для их получения.

Законопроектом предлагается внести изменение в п. 2 ст. 219 части второй НК РФ, предусматривающее предоставление налогоплательщикам права на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных подп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ (обучение и лечение), у работодателей до окончания налогового периода при условии подтверждения такого права налоговым органом.

Комитет ГосДумы по бюджету и налогам одобрил законопроект с оговоркой, что ко второму чтению необходимо предусмотреть получение данных вычетов у нескольких работодателей (по аналогии с расходным имущественным вычетом – прим. НФП).

 

ГосДума меняет подход к определению контролируемой задолженности

 

30 января ГосДума приняла в первом чтении № 675906-6 «О внесении изменений в статью 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части определения понятия контролируемой задолженности», инициированный группой депутатов ГосДумы.

Согласно пояснительной записке принятие законопроекта обусловлено необходимостью усиления мер, направленных на недопущение минимизации налогового бремени российскими организациями с иностранным участием, которые могут распределять часть своей прибыли в пользу своей материнской иностранной компании под видом процентов по долговому обязательству, а не в виде дивидендов.

Предлагаемый законопроект имеет цель, с одной стороны, расширить понятие «контролируемая задолженность» за счет включения в нее долговых обязательств, совершаемых между взаимозависимыми лицами (а не только между материнской и дочерней организации), с другой стороны, предлагает исключить из под понятия «контролируемой задолженности» кредиты, получаемые российскими налогоплательщиками от независимых кредитных организаций, даже если они обеспечены гарантией, поручительством иностранного взаимозависимого лица.

 

 

ГосДума приняла в первом чтении законопроект об устранении двойного налогообложения при применении спецрежимов

 

30 январяГосДума приняла в первом чтении правительственный законопроект № 673716-6 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации», направленный на уточнение порядка определения объекта налогообложения по налоговым режимам в виде ЕСХН и УСН.

Актуальность принятия законопроекта объясняется необходимостью исключения двойного налогообложения при применении ЕСХН и УСН и выставлении счетов-фактур с выделением в них сумм НДС, которые сейчас формально включаются в доходы.

Содержание законопроекта сводится к двум моментам: 1) уплаченные в указанном случае суммы НДС не будут включаться в расходы при исчислении ЕСХН и налога, уплачиваемого в связи с применением УСН; 2) предусматривается снятие ограничений на применение УСН для организаций, имеющих представительства.

 

Госдума пересмотрит льготу по НДС в отношении товаров для инвалидов

 

26 января в Госдуму поступил правительственный законопроект № 708617-6 «О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации».

Законопроектом предлагается исключить из статьи 149 НК РФ норму, предусматривающую освобождение от налогообложения НДС реализации технических средств, которые могут быть использованы для профилактики инвалидности, сохранив данную льготу в отношении технических средств, используемых для реабилитации инвалидов.

Принятие законопроекта позволит исключить освобождение от налогообложения при ввозе и реализации на территории РФ товаров, используемых гражданами, не являющихся инвалидами, и не нуждающихся в дополнительных мерах государственной поддержки, при сохранении указанных льгот в отношении товаров, предназначенных исключительно для реабилитации инвалидов.

В настоящее время освобождены от НДС при ввозе технические средства, которые нельзя однозначно отнести к товарам, используемым исключительно для профилактики инвалидности, и которые могут быть предназначены для граждан, не являющихся инвалидами и не нуждающихся в дополнительных мерах государственной поддержки.

Так, в частности, под действие льготы подпадают: посуда столовая и кухонная из пластмасс; кухонные и столовые приборы из коррозионно-стойкой стали; трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах, коляски для кукол, куклы, прочие игрушки; ванны, души, раковины и аналогичные санитарно-технические изделия; консоли и оборудование для видеоигр, товары для развлечений, настольные или комнатные игры, включая столы для игры в пинбол, бильярд, специальные столы для игр в казино и автоматическое оборудование для боулинга; шали, шарфы, платки и аналогичные изделия трикотажные, машинного или ручного вязания.

 

 

НОВОСТИ  ДЕОФФШОРИЗАЦИИ

 

Евросоюз перекроет популярную у российского бизнеса офшорную схему

 

Российскому бизнесу закрывают популярную офшорную схему – предприниматели не смогут минимизировать налоги и одновременно пользоваться преимуществами юрисдикции таких стран, как Голландия или Люксембург. Придется выбирать что-то одно, делают вывод юристы.

Речь идет о популярной в том числе и у российских предпринимателей схеме. Она стала возможной после того, как в 1990 году Европейский совет принял директиву об общей системе налогообложения дивидендов, выплаченных дочерним и материнским компаниям (Директива о материнских и дочерних компаниях)​. Ее разработали, чтобы устранить двойное налогообложение прибыли, распределяемой между материнскими и дочерними компаниями, которые находились в разных странах ЕС. Этот документ освободил «дочки» от уплаты налогов на дивиденды, которые платили материнские компании.

Схема выглядит так: бенефициар-гражданин России владеет бизнесом в нашей стране через компанию в одной из европейских стран, которая по тем или иным причинам подходит ему больше, чем Кипр, где ставка налога на доходы низкая. Это, например, Нидерланды, с которыми у России еще со времен Советского Союза существует соглашение о защите инвестиций, которое поможет защитить собственника от незаконного изъятия в России имущества в иностранных судах. Латвия может быть интересна для получения вида на жительство, а Люксембург является крупным финансовым центром с удобным механизмом сопровождения финансовых сделок.

Если компанией в одной из этих стран, в свою очередь, владеет структура в офшоре, то при выплате дивидендов из Люксембурга/Латвии/Нидерландов напрямую в офшор будет удерживаться налог на дивиденды в 15%. Поэтому, чтобы снизить налоговую нагрузку, некоторые консультанты рекомендовали ставить над Люксембургом, Нидерландами или Латвией, например, компанию на Кипре, где не удерживаются налоги при выплате в офшор, говорит он. ​В этом случае дивиденды из Латвии, Голландии и Люксембурга на Кипр не облагаются налогами по правилам Директивы о материнских и дочерних компаниях, а с Кипра они уходят без налогов по местному законодательству.

У Кипра нет соглашений об избежании двойного налогообложения с Нидерландами и Люксембургом, поэтому с момента принятия директива позволяла снижать нидерландский и люксембургский налог у источника на дивиденды по ставке 15% до нуля фактически без предъявления серьезных требований к их получателю, говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. По его словам, большинство кипрских компаний, принадлежащих россиянам, существуют там только на бумаге без офиса и без необходимого для компаний штата.

Теперь Европейский совет закрывает эту возможность. Он обязал все страны ЕС внести изменения в свои налоговые законодательства до 31 декабря 2015 года. Европейские страны больше не смогут предоставлять налоговые льготы компаниям, которые не ведут реальную экономическую деятельность в странах ЕС.

 

Опубликованы первые разъяснения Минфина по применению закона о КИК

 

В правовых электронных базах размещены первые разъясняющие письма Минфина по вопросам применения отдельных положений Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ о контролируемых иностранных компаниях.

В письме от 17.12.2014 № 03-08-13/65376 дан ответ на вопрос о признании кипрской организации контролируемой иностранной компании для целей налога на прибыль.

Минфин (без ссылок на конкретные статьи Закона о КИК и нормы НК РФ) отметил, что в случае, если эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) компании будет равной 75% и более от средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, рассчитанной в соответствии с законодательством РФ, кипрская компания признаваться контролируемой не будет, и, соответственно, прибыль такой компании не будет подлежать налогообложению в РФ.

Также Законом предусмотрено, что, если доля доходов иностранной организации от пассивной деятельности за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, в общей сумме всех доходов такой организации по данным финансовой отчетности, составленной иностранной компанией в соответствии с ее личным законом за указанный период, составляет не более 20%, компания также не признается контролируемой.

КОММЕНТАРИЙ от НФП: Стоит отметить, что толкование Минфина о том, что в двух вышеназванных случаях кипрская компания не будет являться контролируемой, не соответствует буквальному толкованию подп. 3 и 4 п. 7 ст. 25.13, где речь идет о том, что в этих случаях прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения в соответствии с НК РФ, но ничего не говорится о том, что сама такая компания перестает быть контролируемой. Вероятно, Минфин не учитывает, что его позиция соответствует лишь одной из последних версий законопроекта о КИК, который в целом ряде случаев отличается от того законопроекта, который был внесен в ГосДуму депутатами 22 октября 2014 и в итоге принят с учетом того, что никаких исключений, по которым иностранная организация не может быть признана КИК, в НК закрепляться не будет.

ДАЛЕЕ: в письме от 29.12.2014 № 03-03-06/1/68300 в самой общей форме дан ответ на вопрос об учете доходов контролируемых компаний для целей налога на прибыль. Основная деталь, которую решил подчеркнуть Минфин, состоит в том, что при расчете прибыли контролируемых иностранных компаний в соответствии со ст. 309.1 НК РФ (в ред. Закона № 376-ФЗ) учитываются доходы как от источников в РФ, так и от иных источников.

 

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

 

Бизнес-омбудсмен: надо снизить налоги для корпораций и поднять ставку НДФЛ

 

Уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов заявил, что в России необходимо снизить налоги на производство и повысить налоги для физических лиц. Бизнес-омбудсмен уверен, что нынешняя налоговая система уже не работает на развитие экономики.

При этом российское правительство ранее пообещало, что не будет повышать налоги в ближайшие четыре года.

 — Повышение налогов на бизнес сейчас в России не принесет никакого результата. Но нужен налоговый маневр. Сегодня НДФЛ уже можно пересмотреть — с прогрессивной шкалой: чем богаче, тем по более высокой ставке платишь. Когда я инвестирую, помогите мне создавать рабочие места; когда я уже заработал, я готов больше заплатить. Сейчас же за низкий НДФЛ мы расплачиваемся высокими корпоративными налогами.

Кроме того, по его словам, чтобы стимулировать эффективность, можно повышать налоги на недвижимость, землю и имущество. Например, на старое оборудование, которое висит на балансах и не используется, — надо стимулировать предприятия избавляться от лишнего и ненужного.

— И налоги, и в целом структура новой экономики должна быть другой — нацеленной не на стабилизацию, а на стимулирование роста частного сектора, модернизацию.

Также Титов заявил, что многие бизнесы в России уже остановились из-за повышения Центробанком ключевой ставки и из-за того, что не могут определить свою себестоимость, чтобы установить продажные цены. Тот бизнес, который не остановился, вынужден переподписывать кредитные соглашения на новых условиях.

По словам Титова, сейчас ЦБ нельзя увеличивать ставку — «это антиинструмент для экономики страны». Ставку надо, наоборот, постепенно снижать, «заранее объявив о программе ее снижения до уровней ниже инфляции, до уровня инвестиционной привлекательности и доверия бизнеса».

— В-третьих, что сегодня надо: в банковской системе начался эффект домино. Как всегда, спасают крупные банки, а реальную финансовую нагрузку сегодня несут банки второго уровня, которые являются основными кредиторами реального сектора. Чтобы не остановился реальный сектор, надо поддержать банки второго уровня.

 

 

Налоговый маневр предлагают отменить в рамках антикризисного плана

 

Прямой убыток федерального бюджета от проведенного налогового маневра в текущем году составит порядка 500 млрд рублей. Это показывают расчеты первого зампреда комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой, приведенные в альтернативном антикризисном плане, подготовленном группой депутатов. Идея налогового маневра состояла в том, чтобы снизить зависимость российского бюджета от экспортных пошлин, которые снижаются вместе с ценой на нефть. Она предусматривала поэтапное (за 3 года, начиная с текущего) снижение в 1,7 раза вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты при таком же росте ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В результате Минфин рассчитывал на увеличение поступлений в бюджет на 247 млрд рублей в 2016 году и 250 млрд рублей в 2017-м. В 2015 году дополнительных бюджетных поступлений не ожидалось. 

Закон о налоговом маневре в нефтяной отрасли был утвержден в ноябре 2014 года (Федеральный закон от 24.11.2014 № 366-ФЗ). Согласно новому закону, налоговая нагрузка с экспортных пошлин переходит на налог на добычу полезных ископаемых. В 2015–2017 годах экспортная пошлина на нефть сократится в 1,7 раза, на нефтепродукты до 5 раз, ставка на добычу соответственно увеличится в 1,7 раза, на газовый конденсат — в 6 раз.

Идея заложенная изначально в законопроект не сработала. По мнению депутатов, налоговый маневр не спасает даже девальвация рубля. Так, в бюджете на 2015 год (при средней стоимости нефти $100 за баррель и курсе рубля 37,7 за доллар) было запланировано в ходе маневра получить 4,6 трлн рублей НДПИ (без учета льгот) и 3,3 трлн рублей пошлины. Однако при среднегодовой стоимости нефти в $50 за баррель и курсе 65 рублей за доллар, по расчетам Дмитриевой, бюджет получает от нефтяного экспорта только 3,2 трлн рублей НДПИ и 4,1 трлн рублей пошлины. Таким образом, сборы НДПИ уменьшатся на 1,4 трлн рублей, а пошлина в рублевом выражении вырастет только на 800 млрд. То есть прямой убыток бюджета составит как минимум 600 млрд рублей — и то при условии, что нефть не продолжит дальше дешеветь.

— В случае отмены налогового маневра бюджет, по нашим расчетам, получает практически те же самые объемы нефтегазовых доходов, которые были запланированы до падения цен на нефть, — объясняет Оксана Дмитриева. — Это 5,2 трлн рублей доходов от экспортной пошлины, и 2,4 трлн рублей от НДПИ. Из-за снижения НДПИ мы получаем также некоторое повышение налога на прибыль, что сейчас очень важно для регионов.

Интересно, что против налогового маневра выступают и сами нефтяники.
        Подробнее: http://izvestia.ru/news/582379#ixzz3QCez3RgT

 

Трудинспекция сможет дать ФСС и ПФ повод для внеочередной или повторной проверки

 

На едином портале проходит общественное обсуждение проекта закона "О внесении изменений в законодательство РФ о страховых взносах по вопросам администрирования страховых взносов".

Законопроект направлен на сокращение нелегальной занятости и официально неучтенной зарплаты. Если трудовой инспекции стало известно о нарушениях трудового законодательства, она сможет сообщить об этом в фонды. На основании этой информации фонд сможет принять решение о проведении выездной проверки независимо от того, подвергался ли данный работодатель таким проверкам в течение последних трех лет (согласно пункту 10 статьи 35 закона 212-ФЗ в общем случае выездная проверка плательщика взносов проводится фондами не чаще чем один раз в три года).

Кроме того, на основании такой информации, полученной от инспекций Роструда, в случае принятия законопроекта сможет проводиться также повторная выездная проверка со стороны фонда.

 

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД

 

ВС разрешил себе перепроверить факты в деле о налоговой выгоде

 

Суды трех инстанций посчитали недопустимыми доказательства, с помощью которых налоговики обосновывали фиктивность сделки, но те смогли донести до Верховного суда мысль о том, что тут кроется ошибка, и вторая кассация, не избавившись до конца от сомнений в своих полномочиях, все же пересмотрела дело. Эксперты говорят, что ее определение может иметь большое значение для практики споров о необоснованной налоговой выгоде, а налогоплательщикам придется скрупулезно оценивать свои риски и собирать собственные доказательства реальности обычных хозяйственных операций.

В 2012 году у МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам Республики Башкортостан после проверки ЗАО "Опытный завод Нефтехим", производителя реагентов для нефтедобывающей промышленности, возникли претензии к одной из сделок предприятия. Завод указывал в своей отчетности, что приобрел у ООО "ТЗК Торгсервис", зарегистрированного в Элисте, химикаты для производства ингибиторов коррозии стоимостью 210 млн руб. Но налоговики собрали доказательства, которые, по их мнению, говорили о фиктивности сделки.

Во-первых, по месту регистрации "Торгсервиса" не существует, эта организация находится по тому же адресу в Уфе, что и "Нефтехим", у нее не было ни других контрагентов, кроме последнего, ни присущих обычному хозяйственному обороту операций. Во-вторых, производитель химиката, указанного в документации, – компания AkzoNobel N.V. не подтвердила его поставки в адрес "Торгсервиса". При этом ни завод, ни его контрагент не представили в инспекцию документы, подтверждающие доставку закупленного, например, товарно-транспортных накладных или путевых листов. В-третьих, налоговая заказала экспертизу готовой продукции завода, и она, по мнению чиновников показала, что предприятие использовало в производстве обычную воду, а не купленный химикат. Поэтому в конце декабря 2012 года налоговая доначислила "Нефтехиму" 42,1 млн руб. налога на прибыль, 4,2 млн руб. пени по налогу на прибыль, 16,8 млн руб. штрафа, 40,1 млн руб. НДС, 6,6 млн руб. пени по НДС и 16 млн руб. штрафа за неуплату НДС. Суммарно претензии налоговиков к "Нефтехиму" составили 125,8 млн руб., что равнялось чистой прибыли завода примерно за полтора года.

Суд первой инстанции встал на сторону налогоплательщика. Было указано на то, что доказательства налогового органа не обладают критериями допустимости, относимости и достоверности. Так, например, не приняла она экспертизу. Несмотря на то, что исследование показало, что готовый продукт отличается от заявленной рецептуры, однако, заметила судья, вывод эксперта также содержит фразу, что использование закупленного у "Торгсервиса" не исключается. "Установленные в ходе налоговой проверки обстоятельства лишь указывают на возможное совершение им правонарушений в иных, не налоговых, правоотношениях", – заключила судья.

Это решение полностью поддержали 18-й арбитражный апелляционный суд, а также ФАС Уральского округа, после чего в августе прошлого года налоговики обратились с заявлением о пересмотре дела в экономическую коллегию Верховного суда. А спустя несколько месяцев – в декабре – судья ВС Анатолий Першутов передал дело на рассмотрение второй кассации. Суды, по мнению фискалов, допустили ошибку, "оставив без надлежащей оценки имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора указанные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи", и Першутов решил, что их доводы заслуживают внимания.

27 января это дело рассматривала коллегия в составе Першутова, Марины Прониной и председательствующей Татьяны Завьяловой. Все акты по делу отменены, а дело направлено на новое рассмотрение.

 

РЕГИОНЫ И НАЛОГИ

 

В Челябинской области вводятся налоговые каникулы

 

В Челябинской области вводятся налоговые каникулы: 28 января областные депутаты утвердили сразу в трех чтениях законопроект об установлении нулевой налоговой ставки для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной и патентной систем налогообложения.

Как известно, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 477-ФЗ, вступившим в силу с начала текущего года, субъектам РФ предоставлено право устанавливать безналоговый режим для индивидуальных предпринимателей. «В этом году малые и средние предприятия в Челябинской области составили более 24% от общесписочного числа предприятий. В зарубежных странах этот показатель варьируется от 40% (Германия) до 60% (Нидерланды). Наш показатель практически соответствует аналогичному соотношению республики Казахстан (28%). Эксперты считают, что это обеспечивает устойчивую структуру экономики. Но в стратегии развития Челябинской области до 2020 года мы ставим целью довести этот показатель до 30% – 33%, т.е. треть от всех предприятий региона», – отметил губернатор Борис Дубровский.

Согласно принятому сегодня документу, льготами, то есть нулевой процентной ставкой, можно будет воспользоваться в течение двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет с момента опубликования закона области и до 1 января 2021 года.

Закон предусматривает установление налоговой ставки в размере ноль процентов для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения при осуществлении деятельности в производственной, социальной и научной сферах.

В приложениях к документу установлен перечень конкретных видов деятельности, подпадающих под закон: в производственную сферу вошли все виды деятельности в разделах ОКВЭД «Обрабатывающие производства»; «Сельское хозяйство»; «Рыболовство, рыбоводство». Социальная сфера охватывает образование; врачебную практику; деятельность в области культуры; деятельность туристических лагерей, баз, пансионатов, домов отдыха, туристических агентств; физкультурно-оздоровительную деятельность; предоставление социальных услуг. К научной сфере относятся научные исследования и разработки, разработка программного обеспечения.

«При доработке проекта закона депутаты учли предложения предпринимательского сообщества и уполномоченного по защите прав предпринимателей Челябинской области. Так, перечисленные виды дополнены деятельностью среднего медицинского персонала и деятельностью детских лагерей на время каникул. Исключена деятельность гостиниц», – отметили в заксобрании.

 

В Свердловской области налоговые поступления от организаций транспорта и связи выросли на 28%

 

За 12 месяцев 2014 года основную долю поступлений (84,2%) в консолидированный бюджет Российской Федерации с территории Свердловской области обеспечили организации базовых видов экономической деятельности: обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом, финансовая деятельность.

Среди вышеназванных видов экономической деятельности рост поступлений по сравнению с 12 месяцами 2013 года наблюдается:

-          по организациям, занимающимися обрабатывающими производствами на 7% или на 4 450,0 млн. руб.

-          по  предприятиям, занятым производством и распределением электроэнергии, газа и воды, на 16% или на 2 165,0 млн. руб.

-          по организациям транспорта и связи на 28% или на 3713,2 млн. руб.

-          по организациям оптовой и розничной торговли на 5% или на 1738,0 млн. рублей.

            Поступления по организациям, связывающих свою деятельность с операциями с недвижимым имуществом, остались на уровне 2013 года.

Снижение поступлений относительно 2013 года отмечается по виду экономической деятельности «Финансовая деятельность» -  на 8 процентов.

 

НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ

 

Новое в налоге на добавленную стоимость

С 2015 года исключено требование о нормировании вычетов 

 

Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ из п. 7 ст. 171 НК РФ исключен абз. 2, содержавший требование об ограничении вычетов НДС по расходам, подлежащим нормированию в целях исчисления налога на прибыль.

Таким образом, если товар (работа или услуга) используется налогоплательщиком для облагаемых НДС операций, то вычеты по ним могут применяться в полном объеме, независимо от их учета по правилам главы 25 НК РФ.

ПРИМЕЧАНИЕ НФП: по нашему мнению, рассматриваемое изменение является абсолютно правильным и логичным, поскольку НДС по своей природе является косвенным налогом и, соответственно, должен включаться в состав вычетов у покупателя в той же сумме, которую поставщик «отдаёт» в бюджет.

Кроме того, исключение данного ограничения из НК РФ наконец-то «снимет» массу вопросов и споров о том, в отношении каких расходов было необходимо ограничивать вычеты – только командировочных и представительских или всех без исключения нормируемых расходов.

Напомним, что судебная практика последнего времени по данному вопросу складывалась в пользу налогоплательщиков (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 № 2604/10, Постановления ФАС Московского округа от 30.11.2012 № А40-135314/11-107-565, от 12.11.2009 № КА-А40/11969-09). Однако, официальные разъяснения традиционно сводились к тому, что вычеты должны ограничиваться по любым нормируемым расходам (письма Минфина РФ от 13.03.2012 № 03-07-11/68, от 17.02.2011 № 03-07-11/35, от 06.11.2009 № 03-07-11/285).

Отметим, однако, что в абз. 1 п. 7 ст. 171 НК РФ осталась неизменной формулировка о том, что вычеты применяются в отношении командировочных и представительских расходов, «принимаемых к вычету при исчислении налога на прибыль организаций». Соответственно, следует понимать, что по представительским расходам по-прежнему следует применять вычеты только в части «налоговых» расходов.

 

Налогоплательщикам предоставлено право выбора периода применения налоговых вычетов

 

Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ в ст. 172 НК РФ включен новый п. 1.1, содержащий прямую норму о том, что в отношении сумм НДС, предъявленных в счетах-фактурах продавцов или уплаченных на таможне, вычет может быть заявлен  в  любом налоговом периоде в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных или ввезенных товаров (работ, услуг, имущественных прав).

ПРИМЕЧАНИЕ НФП: при этом с 1 января 2015 года перестанет быть спорным вопрос о том, в каком порядке необходимо заявлять не примененные своевременно налоговые вычеты – путем подачи уточненной налоговой декларации или возможно отражение вычета при исчислении текущих налоговых обязательств.

Отметим, что рассматриваемое нововведение касается только сумм НДС, указанных в п. 2 ст. 171 НК РФ - предъявленных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ либо уплаченных налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ в определенных таможенных процедурах.

 

По счетам-фактурам, полученным до 25 числа следующего за кварталом месяца, вычет можно заявить в декларации за истекший квартал

 

Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ в ст. 172 НК РФ включен новый п. 1.1, содержащий норму о том, что при получении счета-фактуры после завершения налогового периода, в котором товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, но до срока представления налоговой декларации за этот налоговый период, покупатель вправе принять к вычету сумму налога с того налогового периода, в котором товары (работы, услуги), имущественные права были приняты на учет.

ПРИМЕЧАНИЕ НФП: иными словами, с 1 января 2015 года налогоплательщик может самостоятельно выбрать период заявления вычета по таким «слегка запоздавшим» счетам-фактурам: это может быть как истекший квартал, в котором фактически осуществлена и принята к учету покупка, так и любой налоговый период в пределах трех лет с даты оприходования товара (работы, услуги или имущественного права).

 

Опубликовано: 04.02.2015 13:30        Обновлено: 09.06.2015 11:57