Размер:
Цвет:

Бюллетень с 12 - 18.01.2015

Группа компаний «Налоги и финансовое право»

 

БЮЛЛЕТЕНЬ

ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОВОСТЕЙ

 

№ 002-2015

 

(12 ЯНВАРЯ - 18 ЯНВАРЯ 2015)

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ   2

Президент подписал последние налоговые законы 2014 года  2

Уточнены подходы к обложению страховыми взносами выплат в IT-компаниях и выплат на детей-инвалидов  3

Президент подписал закон, предусматривающий уплату экологического сбора  4

НАЛОГИ В ГОСДУМЕ   4

В ГосДуму внесен правительственный законопроект о совершенствовании налогового администрирования  4

Тюменские депутаты предложили мораторий на увеличение налоговой нагрузки на малый бизнес  5

Челябинские депутаты предлагают приостановить сбор налога на имущество со спецрежимников до 2019 года  5

В Госдуме предлагают снизить налог для малого бизнеса  5

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ    6

Правительство утвердило новые ставки водных неналоговых платежей  6

Правительство отменило командировочные удостоверения  7

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ   7

Налог на жилье в 28 регионах России начнет рассчитываться на основе кадастровой стоимости  7

Замглавы Минфина РФ ожидает сокращения бюджетных расходов, но не повышения налогов  8

ВЕРХОВНЫЙ СУД   9

Опубликовано первое отказное надзорное определение нового ВС по налоговому спору  9

РЕГИОНЫ И НАЛОГИ   10

Свердловское Правительство утвердило итоговый перечень объектов, облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости  10

На Урале в результате работы по урегулированию задолженности в бюджет поступило 501,4 млн. рублей  10

НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ   11

 

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

 

Президент подписал последние налоговые законы 2014 года

 

29 декабря Президент РФ подписал последние налоговые законы, принятые ГосДумой в 2014 году. Это, в частности, следующие законы:

Федеральный закон от 29.12.2014 № 452-ФЗ «О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса РФ».

Законом вносятся изменения в статью 165 НК РФ, предусматривающие право экспортеров и импортеров товаров представлять в налоговые органы сведения из таможенных деклараций и перевозочных документов, необходимые для обоснования правомерности применения нулевой ставки НДС, в виде реестров, а также возможность подтверждения факта уплаты НДС при импорте товаров для целей налоговых вычетов на основании сведений ФТС, переданных в ФНС в электронной форме.

Также законом уточняется перечень документов, необходимых для подтверждения ввоза иностранных товаров для переработки и вывоза продуктов переработки при выполнении работ (оказании услуг) по переработке товаров, помещённых под таможенную процедуру переработки.

Кроме того, устанавливается, что документы, необходимые для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации припасов, представляются не позднее 180 календарных дней с даты проставления таможенным органом отметки, подтверждающей вывоз припасов за пределы территории РФ, либо с даты составления налогоплательщиками транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов.

Федеральный закон от 29.12.2014 № 462-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 74-1 части первой и статью 217 части второй Налогового кодекса РФ».

Согласно закону, от НДФЛ освобождаются доходы по вкладам, по которым процент не превышает ставку рефинансирования Банка России более чем на 10%, то есть 18,25% годовых. Ранее размер предельной ставки ограничивался 5% сверх ставки рефинансирования.

Данная мера вводится в действие с 15 декабря 2014 года.

Федеральный закон от 29.12.2014 № 463-ФЗ «О внесении изменений в статьи 251 и 270 части второй Налогового кодекса РФ». Закон направлен на обеспечение реализации государственными заказчиками полномочий по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности для вовлечения их в хозяйственный оборот при безвозмездном отчуждении данных прав в пользу организаций.

Так, в частности, документом предусматривается отнесение дохода в виде стоимости исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, созданный в ходе реализации госконтракта и переданный исполнителю, к доходам, не учитываемым при определении базы по налогу на прибыль.

Кроме того, предусматривается включение расхода в виде стоимости такого исключительного права на результат интеллектуальной деятельности в состав расходов, не учитываемых при определении базы по налогу на прибыль.

Федеральный закон от 29.12.2014 № 464-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ». В частности, предусмотрено освобождение от НДС услуг,  которые предоставляются  гражданам в организациях социального обслуживания.

Кроме того, организациям, осуществляющим социальное обслуживание граждан, предоставляется право в отношении полученных ими доходов, включаемых в базу по налогу на прибыль, применять ставку в размере 0%.

При этом закон определяет условия и порядок применения указанными организациями нулевой  ставки.

Федеральный закон от 29.12.2014 № 465-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ». Данный закон принят в связи принятыми ранее поправками в законодательство, предусматривающими оказание финансовой поддержки работодателям, привлекающим граждан для работы в регионы, отнесенные к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов. При этом право на получение данной финансовой поддержки подтверждаются сертификатом, выданным работодателю.

В этой связи законом предусмотрено освобождение от НДФЛ доходов, получаемых работниками в рамках мер поддержки, предоставляемой работодателем в соответствии с сертификатом.

Федеральный закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который предусматривает возможность установления налоговых каникул начинающим ИП.

Согласно закону, регионы наделяются правом предоставлять двухлетние налоговые каникулы впервые зарегистрированным ИП, работающим по упрощенной или патентной системе налогообложения в производственной, социальной и научной сферах.

Налоговые каникулы могут предоставляться с 2015 по 2020 год включительно.

Федеральный закон от 29.12.2014 № 479-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 251 части второй Налогового кодекса РФ». Законом освобождаются от НДС операции по реализации абонементов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия. Кроме того, закон уточняет положение подпункта 45 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Уточнены подходы к обложению страховыми взносами выплат в IT-компаниях и выплат на детей-инвалидов

29 декабря Президент РФ подписал Федеральный закон от 29.12.2014 № 468-ФЗ "О внесении изменений в статью 57 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статью 37 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Уточнены основания для применения льгот по взносам компаниями IT-сектора, в том числе, для вновь созданных. Критерий их доли доходов от профильной деятельности будет учитывать не "передачу имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных", как сейчас, а "передачу исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставление прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам".

Законом также устанавливается, что финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС.

Закон вступает в силу с 1 января 2015 года.

КОММЕНТАРИЙ от НФП: Появившаяся в законе оговорка об обложении страховыми взносами сумм оплаты выходных дней родителям детей-инвалидов может повлечь за собой риски начисления страховых взносов на соответствующие выплаты, несмотря на то, что в настоящий момент судебная практика однозначно исходит из того, что на данные выплаты страховые взносы не начисляются. Для оценки степени этих рисков целесообразно дождаться ближайших соответствующих разъяснений компетентных гос. органов.

В целом же (согласно пояснительной записке и заключениям ответственных комитетов ГосДумы и Совета Федерации) данная поправка носит положительный для работодателей характер, поскольку они смогут компенсировать свои затраты по уплате страховых взносов, начисленных на выплаты, связанные с предоставлением дополнительных дней отдыха родителям детей-инвалидов.

Президент подписал закон, предусматривающий уплату экологического сбора

29 декабря 2014 года Президент РФ подписал Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ"

Данным законом, в частности, предусмотрено, что производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, определенными Правительством РФ. Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор.

При этом именно Правительство РФ должно определить порядок создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров и порядок взимания экологического сбора (в том числе ставки сбора, порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных сумм сбора).

По информации с сайта www.regulation.gov.ru Минприроды России уже приступило к разработке соответствующих нормативных актов и в скором времени можно будет ознакомиться с их содержанием.

НАЛОГИ В ГОСДУМЕ

В ГосДуму внесен правительственный законопроект о совершенствовании налогового администрирования

26 декабря Правительство РФ внесло в ГосДуму законопроект № 688389-6 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части совершенствования налогового администрирования».

Законопроектом в частности устанавливаются:

- порядок вступления в силу нормативных правовых актов Правительства РФ, а также актов об утверждении новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов, документов, применяемых при расчетах по НДС);

- более низкий показатель численности организации для перехода на обязательное представление деклараций (расчетов) в электронной форме (со 100 до 50 человек);

- уточненные процедурные сроки и порядок оформления результатов рассмотрения материалов налоговой проверки и проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

Тюменские депутаты предложили мораторий на увеличение налоговой нагрузки на малый бизнес

29 декабря Тюменская Областная Дума внесла в ГосДуму законопроект № 689976-6 «О временном запрете на увеличение налоговой нагрузки и иной финансовой нагрузки для малых предприятий в Российской Федерации».

Документом предлагается:

  • ввести запрет на увеличение для малых предприятий ставок федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до 31 декабря 2018 года;
  • ввести запрет на введение для малых предприятий новых федеральных или региональных налогов и сборов на тот же срок. Данный запрет не планируется распространять на введение специальных налоговых режимов, переход к которым является добровольным.

Необходимость принятия указанных мер авторы законопроекта связывают с тем, что нормативные акты, ухудшающие условия ведения предпринимательской деятельности, негативно сказываются на показателях, характеризующих состояние сектора малого предпринимательства. Так, по данным ФНС России, количество вновь зарегистрированных ИП в 2013 году по сравнению с 2012 годом снизилось на 18,6%. При этом 932,8 тыс. ИП прекратили свою деятельность в 2013 году, что на 32,9 % больше, чем в 2012 году. Прирост количества малых предприятий в РФ снизился с 9,07% (166,6 тыс.) в 2012 году до 2,96% (59,4 тыс.) в 2013 году.

 

Челябинские депутаты предлагают приостановить сбор налога на имущество со спецрежимников до 2019 года

26 декабря Законодательное Собрание Челябинской области внесло в ГД законопроект № 687843-6 о приостановлении действия отдельных положений части второй Налогового кодекса.

Напомним, что федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 52-ФЗ внесены изменения, согласно которым организации на УСН или ЕНВД больше не освобождены от уплаты налога на имущество организаций в отношении некоторых объектов. Речь идет об административно-деловых зданиях, торговых центрах и прочих объектах, используемых в том числе для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Статья 378.2 НК устанавливает порядок их обложения налогом на имущество организаций исходя из их кадастровой стоимости.

Кроме того, федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ внес аналогичные изменения для ИП-спецрежимников, в том числе, применяющих ПСН.

Все поправки, внесенные в этой части в статьи 346.26 и 346.11 НК, должны вступить в силу 1 января 2015 года - с нового налогового периода по налогам на имущество организаций и физлиц. Правда, чиновники Минфина считают, что организации на ЕНВД должны уплачивать налог на имущество по "кадастровым" объектам уже начиная с третьего квартала 2014 года.

Применение перечисленных поправок депутаты предлагают "заморозить" на период с 1 января 2015 года до 1 января 2019 года (в случае принятия закон вступит в силу задним числом).

Депутаты считают установленное увеличение налоговой нагрузки на ИП необоснованным, кроме того, отмечают возможность завышения кадастровой стоимости объектов (по аналогии с кадастровой оценкой земли), в то время как для многих ИП и малых организаций оспаривание кадастровой стоимости в суде будет слишком накладно.

В Госдуме предлагают снизить налог для малого бизнеса

13 января депутаты Государственной думы от «Справедливой России» внесли в ГосДуму законопроект № 696189-6, вносящий изменения в главу 26.5 «Патентная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно законопроекту, субъектам РФ будет представлено право самим снижать налоговую ставку до 4%, причем всем в настоящее время зарегистрированным малым предприятиям.

Налоговая ставка на осуществление предпринимательской деятельности по патентной системе налогообложения составляет 6%, что, по мнению законодателей, негативно сказывается на развитии малого бизнеса. Учитывая, что по патентной системе работают в основном небольшие фирмы (мастерские по ремонту обуви и одежды, фотоателье и т.д.), численность работников которых не превышает 15 человек, при таком налоге бывает довольно затруднительно поддерживать предпринимательскую активность. 

В соответствии с федеральным законом переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно. По патентной системе налогообложения предусмотрено освобождение от налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц и налога на добавленную стоимость.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что существующий уровень ставок налогов и льгот расценивается предпринимательским сообществом как «начало конца истории малого предпринимательства в России». В современных условиях, когда экономика страны столкнулась с серьезными вызовами, отмечается в документе, меры налогового и неналогового стимулирования развития предпринимательства должны рассматриваться как меры, способствующие сохранению рабочих мест. Для любого гражданина в кризис самое главное — сохранить работу, зарплату, иметь какую-либо точку опоры. 


         Подробнее: http://izvestia.ru/news/581279#ixzz3OfMZIvWG

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

Правительство утвердило новые ставки водных неналоговых платежей

Правительством РФ издано постановление от 26.12.2014 N 1509 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности".

В частности, в 2015 году указанные ставки платы, установленные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876, применяются с коэффициентом 1,15, в 2016 году - 1,32, в 2017 году - 1,52, в 2018 году - 1,75, в 2019 году - 2,01, в 2020 году - 2,31. Также установлен порядок определения коэффициента к указанным ставкам с 2026 года.

Определены размеры ставок платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения и порядок их определения с 2026 года.

Также к ставкам платы, установленным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876, с учетом указанных повышающих коэффициентов, и к ставкам платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в случае забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, находящихся в федеральной собственности, водопользователями, не имеющими водоизмерительных приборов, применяется повышающий коэффициент 1,1.

Кроме того, скорректированы ставки платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их отдельных частей (за исключением морей) в пределах объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования (раздел I ставок), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876.

Постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.

ПРИМЕЧАНИЕ от НФП: В отличие от водного налога неналоговые платежи за водопользование уплачивают те хозяйствующие субъекты, которые осуществляют водопользование на основании соответствующих договоров, заключенных после вступления в силу действующего Водного кодекса РФ (т.е. после 01.01.2007).

Правительство отменило командировочные удостоверения

29 декабря 2014 Правительство РФ приняло постановление № 1595, отменяющее командировочные удостоверения, которыми сейчас подтверждается время пребывания в служебной поездке.

Принятым постановлением внесены изменения, в частности, в постановление правительства «Об особенностях направления работников в служебные командировки». Из текста документа исключена норма, по которой сотруднику, направленному в рабочую поездку, оформляется командировочное удостоверение. Теперь закреплено, что фактический срок пребывания в командировке определяется по проездным документам, которые будут предоставлены работодателю после возвращения из поездки.

Постановление правительства принято в соответствии с планом-программой «Совершенствование налогового администрирования», разработанной Агентством стратегических инициатив (АСИ). Документ вступит в силу через неделю: официально он был опубликован в понедельник, 12 января.

Постановление правительства позволит снизить нагрузку также на бухгалтеров, что, в свою очередь, должно сократить издержки для бизнеса, особенно малого и среднего, — отметил гендиректор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин.

До принятия в 2008 году постановления правительства «Об особенностях направления работников в служебные командировки», которое закрепило обязательность составления командировочного удостоверения, налоговые органы придерживались позиции, по которой составление двух документов (приказа о командировании и командировочного удостоверения) одновременно не было обязательным.

Как ожидается, применение новых правил не должно привести к проблемам при использовании командированными электронных билетов. Согласно письму ФНС (от 05.02.2014 № ГД-4-3/1897), для целей налогообложения документами, подтверждающими расходы на билеты в электронной форме, являются маршрут/квитанция электронного документа на бумажном носителе, посадочный талон либо контрольный купон электронного проездного документа на железнодорожном транспорте — иными словами, электронный билет РЖД придется распечатать. Что касается авиабилетов, то сейчас бухгалтерии удовлетворяются посадочными талонами.


         Подробнее: http://izvestia.ru/news/581684#ixzz3OfJ0YYb1

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

Налог на жилье в 28 регионах России начнет рассчитываться на основе кадастровой стоимости

Налог на имущество физических лиц с 1 января 2015 года начинает рассчитываться в 28 регионах России исходя из кадастровой, а не инвентаризационной стоимости. Речь идет о налогах, которые граждане платят за квартиры, дома, гаражи, машиноместа и строящееся жилье. Кадастровая оценка недвижимости приближена к ее реальной стоимости.

С 2020 года при расчете налога на имущество по всей стране будет использоваться только кадастровая стоимость. Регионы, желавшие перейти к новой системе расчета налога уже с 2015 года, должны были принять решение об этом до 20 ноября 2014 года. По данным ФНС, такое решение было принято в 28 регионах.

С 1 января 2015 года налог на имущество исходя из кадастровой стоимости начнет действовать в Москве и Московской области, Бурятии, Татарстане, Ингушетии, Мордовии, Карачаево-Черкесии, Коми, Удмуртии, Башкирии, Новгородской, Сахалинской, Амурской, Магаданской, Новосибирской, Ивановской, Владимирской, Нижегородской, Самарской, Тверской, Ярославской, Рязанской, Архангельской, Псковской и Пензенской областях, а также в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах и Забайкальском крае.

Для других регионов предусмотрен пятилетний период для перехода к расчету налога на имущество физических лиц исходя из ее кадастровой стоимости. В переходный период при расчете нового налога муниципалитеты будут применять понижающий коэффициент, чтобы избежать резкого роста суммы налога. Сумма налога ежегодно может возрастать не более чем на 20 проц. Если налоговая база определяется исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости, сохранятся действующие ставки налога.

Замглавы Минфина РФ ожидает сокращения бюджетных расходов, но не повышения налогов

Российским властям придется сокращать расходы бюджета в связи с большим, чем планировалось, выпадением доходов в 2015 году, но по пути повышения налогов они не пойдут, считает замглавы Минфина РФ Сергей Шаталов.

"Сокращать расходы, видимо, придется. Это болезненно, но лучше, чем играть налогами. В условиях экономической неопределенности чрезвычайно важно сохранить островок стабильности и уверенности. Сегодня частному бизнесу крайне сложно принимать инвестиционные решения из-за валютных, политических и других многочисленных рисков. Если к ним добавить еще и налоговые риски, деловая активность может сойти на нет", - сказал Шаталов в интервью газете "Ведомости".

Он признал, что определенные риски остаются, но для того, чтобы они реализовались, "должны произойти какие-то очень серьезные потрясения".

"Общая экономическая ситуация тревожит, но, дай бог, обойдемся без глубокого кризиса. В противном случае возможны и стратегические решения", - отметил замглавы Минфина.

Шаталов добавил, что в связи с падением ВВП риски для налоговых поступлений в 2015 году увеличились. "Трудно предсказать, как поведет себя налог на прибыль. Возможны проблемы с НДФЛ", - заявил он.

Замглавы Минфина также отметил, что не видит оснований для введения сейчас прогрессивной шкалы НДФЛ или переложения уплаты части страховых взносов на граждан.

"Надеюсь, прогрессии в ближайшем будущем не будет, в радикальных изменениях по страховым взносам очень сомневаюсь. Такое решение было бы, наверное, правильным, но в других условиях, а не когда существует угроза падения реальных доходов населения", - сказал он.

КОММЕНТАРИЙ от НФП: Интервью получилось достаточно объемным, замминистра ответил на большое количество вопросов, затронул множество тем, представил массу различной информации, однако в настоящем обзоре мы делаем акцент на самые важные и интересные налоговые аспекты (с интервью можно ознакомится здесь).

Можно предположить, что позиция, выраженная в интервью, так или иначе, отражает некоторые настроения властей по тем или иными налоговым вопросам.

  • приняв в 2014 году ряд важнейшие налоговые законы, власти не планируют принятие в ближайшие годы «сопоставимых по масштабам» изменений;
  • планируется корректировка государственных расходов – «это болезненно, но лучше, чем играть налогами»;
  • на вопрос «как последовательно государство будет выполнять собственное обещание не повышать налоги на ближайшие 4 года?» С.Д. Шаталов ответил, что «определенные риски остаются, но для того, чтобы они реализовались, должны произойти какие-то очень серьезные потрясения». Т.е., если будет «глубокий кризис», то власти оставляют за собой право на «стратегические решения», например повышение ставок косвенных налогов. 
  • С.Д. Шаталов озвучил статистику повышения/понижения ставок налогов во время кризиса 2008 г. на примере 34 стран ОЭСР, что может быть намеком на действительную «стратегию», которая готовится для России в случае кризиса. Как говориться «без комментариев»;

 

Налог

Понизили ставку

Повысили ставку

НДС

1

20

НДФЛ

7

18

Налог на прибыль

19

6

 

  • если эксперимент по введению торгового сбора в Москве будет успешным, то он будет расширен на другие регионы;
  • предоставление  налоговых каникул ИП приведет к перетоку ООО в ИП;
  • С.Д. Шаталов одобрил проведение местными органами власти рейдов по выявлению бизнесов, уклоняющихся от уплаты налогов;
  • контуры предстоящей налоговой амнистии «пока достаточно туманны».

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД

Опубликовано первое отказное надзорное определение нового ВС по налоговому спору

12 января опубликовано первое отказное надзорное определение нового Верховного Суда (№ 8231-ПЭК14, судья Г.Г. Попова) по налоговому спору по жалобе налогового органа на кассационное определение этого суда от 23.09.2014 по делу № 305-ЭС14-1210 (дело ОАО «Авиакомпания «Сибирь», рассмотренное в пользу налогоплательщика).

Судья отказала налоговому органу в передаче его надзорной жалобы на рассмотрение Президиума Верховного Суда.

На стадии кассации этот налоговый спор также стал самым первым, который рассмотрела экономическая коллегия ВС РФ (17 сентября 2014 года). В данном деле все суды сделали выводы о том, что наличие сертификатов резидентства за более ранний и последующий периоды по сравнению с моментом выплаты дохода не влияет на право избежания двойного налогообложения, предусмотренное нормами международных соглашений, у общества отсутствовала обязанность по уплате налога с доходов, полученных нерезидентами.

КОММЕНТАРИЙ от НФП: Что касается самого текста надзорного определения, то в нем нет ничего нового по сравнению с кассационным определением, и если учесть, что и в кассационном определении отсутствовала какая-либо четкая аргументация позиции судей по данному делу, то надзорное определение если и представляет какой-то практический интерес, то разве что лишь самим фактом своего существования, а также первой почти уже 100%-ной победой налогоплательщика в ВС в целом, но никак не своим содержанием.

Стоит обратить внимание и на тот факт, что надзорное определение вынесено тем же судьей (Г.Г. Попова), которая рассматривает в ВС РФ и кассационные жалобы по налоговым спорам, то есть состав судей ВС РФ, которые могут рассматривать кассационные и надзорные жалобы практически одинаковый. А значит, в ближайшее время вряд ли стоит рассчитывать, что какая-либо из надзорных жалоб на кассационные определения по налоговым спорам дойдет до Президиума ВС РФ, если только между судьями ВС, рассматривающими налоговые споры в этом суде (Т.В. Завьялова, А.Г. Першутов, Е.Н. Зарубина, Г.Г. Попова) не начнутся вдруг какие-то принципиальные разногласия и раздоры. Ведь, как известно, «рука руку моет», а «ворон ворону глаз не выклюет».

Впрочем, не стоит забывать, что в ВС РФ есть еще и председатель суда (В.М. Лебедев), и председатель экономической коллегии, являющийся одновременно зам. председателя суда, (О.М. Свириденко), которые в будущем все-таки теоретически могут преподнести сенсацию, добившись своим волевым решением (в ответ на персональное обращение к кому-либо из них), чтобы какая-либо из надзорных жалоб дошла до Президиума ВС (ст. 308.10 АПК РФ).

РЕГИОНЫ И НАЛОГИ

Свердловское Правительство утвердило итоговый перечень объектов, облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости

4 января на сайте www.pravo.gov.ru опубликовано Постановление Правительства Свердловской области от 30.12.2014 № 1265-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год".

Указанный перечень утвержден в целях реализации на территории Свердловской области положений ст. 378.2 НК РФ и состоит из 41 объекта, расположенных исключительно на территории г. Екатеринбурга. Налоговая база по этим объектам при исчислении налога на имущество за 2015 год будет определяться как их кадастровая стоимость, что приведет к увеличению подлежащей уплате суммы указанного налога.

Стоит напомнить, что в конце 2014 года депутаты Законодательного собрания Свердловской области приняли поправки в региональный закон, согласно которым налог на имущество для торговых и административно-деловых центров площадью более 5 тыс. квадратных метров будет рассчитываться исходя из их кадастровой оценки (Закон Свердловской области от 24.11.2014 № 100-ОЗ). В 2015 году ставка налога составляет 1%, а в 2016 году вырастет до 1,5%.

Так, например, владельцам ТРЦ «Гринвич» исходя из его кадастровой стоимости в этом году придется заплатить 70,75 млн рублей, владельцам ТРЦ «Алатырь» - 15,46 млн рублей, владельцам ТРЦ «Радуга Парк» - 8,17 млн рублей.

На Урале в результате работы по урегулированию задолженности в бюджет поступило 501,4 млн. рублей

В Управлении Федеральной налоговой службы по Свердловской области 24 декабря 2014 года состоялось последнее в текущем году заседание Комиссии по урегулированию задолженности по платежам в консолидированный бюджет Российской Федерации.

В работе Комиссии приняли  участие представители  Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Свердловской области,  Отделения Пенсионного фонда России по Свердловской области, Управления ФССП России по Свердловской области.

На заседание были приглашены руководители и главные бухгалтеры 15 организаций, не исполнивших обязанность по уплате обязательных платежей в бюджет Российской Федерации и имеющих задолженность свыше одного миллиона рублей.

На дату заседания Комиссии три организации погасили задолженность по обязательным платежам в консолидированный бюджет Российской Федерации в общей сумме 18 млн. 325 тыс. рублей.

По трем организациям Комиссией рекомендовано применить в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании задолженности по обязательным платежам арест имущества должников в соответствии со ст. 77 Налогового кодекса РФ.
В отношении четырех организаций принято решение инициировать подачу уполномоченным органом заявления о признании должника несостоятельным (банкротом).

Члены Комиссии обратили внимание  представителей организаций - должников на недопустимость нарушений налогового законодательства Российской Федерации и необходимость погашения задолженности в кратчайшие сроки.

Всего с начала 2014 года состоялось семь заседаний Комиссии по 108 организациям-должникам. В результате работы Комиссии по урегулированию задолженности по платежам в консолидированный бюджет Российской Федерации при Управлении ФНС России по Свердловской области в бюджет поступило 501,4 млн.рублей.

НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ

Новый год – новые возможности совершенствования системы налогового учета на предприятии, а еще время для новой рубрики нашего Бюллетеня.

В данном разделе мы планируем рассматривать налоговое законодательство через призму законной оптимизации и возможности снижения налоговой нагрузки и (или) возникающих при этом налоговых рисков.

При этом первый, а также ряд последующих выпусков мы хотели бы посветить изменениям законодательства о налогах и сборах, вступающим в силу с 1 января 2015 года, в виду которых старые и уже привычные нормы зазвучат по-новому.

И начнем мы с налога на имущество организаций.

Оптимизация налога с «движимости, учтенной до 01.01.2013 года», с 1 января 2015 года - вне закона

Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ внесены изменения в ст. 374 «Объект налогообложения» и ст. 381 «Налоговые льготы» главы 30 НК РФ «Налог на имущество организаций».

При этом уточнена норма о не признании объектами налогообложения движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.

Так, в соответствии с подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ с 1 января 2015 года не признаются объектами налогообложения объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством РФ.

Вместе с тем на основании п. 25 ст. 381 НК РФ льготируется движимое имущество, принятое на учет в качестве основных с 1 января 2013 года, за исключением движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 года в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также при передаче, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

ПРИМЕЧАНИЕ НФП: иными словами, движимое имущество (кроме относящегося к 1-2 группам по Классификации), полученное после 1 января 2013 года в результате реорганизации или ликвидации, а также приобретенное у взаимозависимых лиц, с 2015 года облагается налогом на имущество.

Региональная льгота в связи с приростом стоимости имущества теперь доступна не для всех 

В соответствии со ст. 3-1 Закона Свердловской области от 27.11.2003 № 35-ОЗ до 1 января 2015 года правом уплачивать налог на имущество в меньшем размере на территории Свердловской области могла воспользоваться любая организация,  среднегодовая стоимость имущества которой в налоговом периоде увеличилась.

Льгота представлялась налогоплательщику на основании письменного заявления, расчета величины, на которую организация уменьшила сумму налога, и копии налоговой декларации за предыдущий налоговый период.

В связи с принятием Закона Свердловской области от 24.11.2014 № 100-ОЗ при уплате налога за 2015-2020 годы определяющим фактором возможности уменьшения размера налога на имущество, подлежащего уплате, являются обстоятельства, сопутствующие приросту стоимости имущества.

Так, в ст. 3-1 Закона № 35-ОЗ закреплено, что увеличение стоимости налогооблагаемого имущества должно являться результатом нового строительства объекта недвижимого имущества в налоговом периоде, за который представляется налоговая декларация.

Не учитывается увеличение, которое произошло в результате: реорганизации в форме присоединения; осуществления переоценки основных средств;  приобретения имущества у лиц, являющихся взаимозависимыми и (или) аффилированными по отношению к налогоплательщику; учета при определении налоговой базы имущества торговых комплексов и (или) торговых центров.

При этом расширен перечень документов-оснований представления налоговой льготы. Так, наряду с заявлением и расчетом, налогоплательщику надлежит представить копии документов, подтверждающих право собственности налогоплательщика на объект недвижимости, а также копии разрешения на ввод объекта вновь построенного в налоговом периоде в эксплуатацию.

ПРИМЕЧАНИЕ НФП: иными словами, льгота при уплате налога на имущество за 2015-2020 годы не распространяется на имущество, приобретенное в налоговом периоде, но построенное ранее; на имущество, построенное в налоговом периоде, но приобретенное у взаимозависимых лиц и полученное при реорганизации в форме присоединения; а также на возведенные в налоговом периоде торговые комплексы и торговые центры и движимое имущество. 

 

 

Опубликовано: 21.01.2015 10:15        Обновлено: 09.06.2015 11:58