Размер:
Цвет:

Бюллетень с 22.12.2014 - 11.01.2015

Группа компаний «Налоги и финансовое право»

 

БЮЛЛЕТЕНЬ

ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОВОСТЕЙ

 

№ 001-2015

 

(22 ДЕКАБРЯ 2014 – 11 января 2015)

 

НАЛОГИ В ГОСДУМЕ   2

Госдума освободила от НДФЛ проценты по рублевым вкладам, размещенным до 18,25% годовых  2

Госдума ввела экологический сбор с производителей и импортеров товаров  2

Госдуме предложили обложить налогом домашних собак  3

Кабмин предложил в пять раз увеличить налог на пустые участки под ИЖС  4

НОВОСТИ ФНС РОССИИ   4

ФНС России обнародовала план своей деятельности на 2015 год  4

ФНС рекомендовала нижестоящим инспекциям руководствоваться позицией судов по одному из громких дел о взаимозависимости  5

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ   6

В 2015 году планируется принятие закона об амнистии оффшорного капитала  6

Правительство РФ с 2015 года повысит неналоговые водные платежи  6

Минфину пришлось разъяснить, что повышение водного налога это вынужденная необходимость  7

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА   7

ВС рассмотрел спор о моменте возникновения дохода при истечении срока действия подарочных карт  7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАЛОГИ В ГОСДУМЕ

 

Госдума освободила от НДФЛ проценты по рублевым вкладам, размещенным до 18,25% годовых

 

Эта льгота будет действовать в период с 15 декабря 2014 года по 31 декабря 2015 года.

23 декабря Госдума на пленарном заседании поддержала освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) доходов в виде процентов по рублевым вкладам граждан в банках, размещенным по ставке до 18,25% годовых. 

Эта льгота будет действовать в отношении процентов, получаемых по вкладам в банках в период с 15 декабря 2014 года по 31 декабря 2015 года.

Соответствующая поправка в Налоговый кодекс была поддержана депутатам при рассмотрении во втором чтению проекта закона, который направлен на обеспечение возможности для банков, в отношении которых Агентством по страхованию вкладов (АСВ) осуществляются мероприятия по финансовому оздоровлению, осуществлять выдачу банковских гарантий по уплате налоговых платежей, а также гарантий по обеспечению заявок и исполнения контрактов (законопроект № 611989-6).

В настоящее время от НДФЛ освобождаются доходы граждан виде процентов по рублевым вкладам, размещенным по ставке до 13,25% годовых (ставка рефинансирования ЦБ РФ 8,25% годовых + 5% пунктов). В целях повышения доходности поправкой предлагается освободить от НДФЛ проценты по рублевым вкладам, размещенным по ставке до 18,25% годовых (ставка рефинансирования ЦБ РФ + 10% пунктов).

ПРИМЕЧАНИЕ НФП: Таким образом, ГосДума оперативно отреагировала на ту проблему, о которой шла речь в предыдущем выпуске бюллетеня (значительное отличие между показателем ключевой ставки и ставки рефинансирования ЦБ РФ и, как следствие, повышение банками ставок по вкладам и возникновение налогооблагаемой базы по НДФЛ при превышении этих ставок показателя в 13,25%).

Между тем 22 декабря в Госдуму поступил законопроект № 683871-6 «О внесении изменений в статью 214.2 и пункт 27 статьи 217 Налогового кодекса РФ».

Законопроектом предлагается внести изменения в ст.214.2 НК РФ в части перехода при определении налогооблагаемой базы при получении доходов в виде процентов, получаемым по рублевым вкладам в банках, от использования ставки рефинансирования на ключевую ставку ЦБ РФ. 

Согласно предлагаемой норме, НДФЛ не будет облагаться сумма, рассчитанная исходя из ключевой ставки, то есть  17% + 5%=22%.

 

 

Госдума ввела экологический сбор с производителей и импортеров товаров

 

23 декабря Госдума приняла в окончательном чтении правительственный законопроект (№ 584399-5), который вводит экологический сбор для производителей и импортеров товаров. Сбор будет распространятся на товары, "подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств", а также их упаковку. Перечень таких товаров установит правительство.

Как отмечается, в тексте инициативы, освобождены от уплаты сбора будут те производители и импортеры, которые самостоятельно утилизируют отходы или заключили договор на утилизацию. Таким образом, по окончании отчетного периода, они должны либо предоставить отчетность о выполнении нормативов утилизации или уплатить соответствующий сбор.

Экологический сбор будет относится к неналоговым доходам федерального бюджета, а его ставка формироваться "на основе средних суммарных затрат на сбор, транспортировку, обработку и утилизацию одного изделия". В ставку сбора также могут быть включены затраты на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей. Ставки по каждой группе товаров, а также порядок их взимания установит кабмин.

Что касается средств, которые поступят в бюджет за счет сбора, то они будут израсходованы "на софинансирование региональных программ в области обращения с отходами и на покрытие дефицита средств, поступающих в счет оплаты населением услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами". Кроме того, эти деньги могут тратится на модернизацию инфраструктуры, связанной с переработкой мусора.

Документ также вводит новое понятие оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами - для федерального уровня и регионального оператора - для субъектов. Оператором может быть индивидуальный предприниматель или юрлицо, которое осуществляет сбор, транспоровку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение отходов. За оператором закрепят определенную территорию, а выбирать его будут на конкурсной основе на срок не менее 10 лет. При этом тарифообразование будет регулировать само государство.

Также законопроектом создается Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров. Она будет формироваться для автоматизации процессов сбора, переработки и хранения информации в данной сфере.

 

Комментарий от «НФП»: Данная новость представляет особый интерес  на фоне декабрьских заверений властей о том, что на предстоящие 4 года уровень НАЛОГОВОГО бремени останется неизменным. Однако, на НЕналоговые платежи, т.е. на иные обязательные платежи, взимание которых регулируется не Налоговым кодексом РФ, а иными нормативными актами, вышеуказанное заявление формально не распространяется. А с учетом того, что в нашей стране масса иных поборов неналогового характера (так называемые фискальные сборы, платежи, взимаемые в соответствии с гражданским законодательством и др.), и система этих платежей не имеет четких нормативных контуров, можно предположить, что налоговое бремя повышаться не будет, а вот всем остальным поборам предстоит рост и новые названия. И первые звоночек нашему предположению – это как раз настоящая новость о неком экологическом сборе.

 

 

Госдуме предложили обложить налогом домашних собак

 

24 декабря Законодательное собрание Санкт-Петербурга внесло в Госдуму законопроект № 685367-6, предусматривающий обложение отдельным налогом владельцев собак.

Проект закона об ответственном обращении с домашними животными предлагает ввести в Налоговый кодекс новую главу «Налог с владельцев животных». Объектом налогообложения становится «собака домашняя».

Предполагается, что владельцы собак будут вносить в казну 1000 руб. ежегодно за каждое животное. При этом содержание кастрированных животных будет стоить дешевле – 100 рублей в год.

Петербургские законодатели предлагают освободить от этого налога животных, состоящих на службе в полиции или армии.

Как отмечается в финансово-экономическом обосновании к данному законопроекту, по данным Управления ветеринарии Санкт-Петербурга, в 2011 году в Санкт-Петербурге зарегистрировано: 107 698 собак и 37 811 кошек, таким образом,  в 2011 году в Санкт-Петербурге приходится 1 собака на 46 человек, 1 кошка - на 130 человек, из них кастрированных животных – не более 10%. Однако, исходя из статистики стран Западной Европы, где 1 собака приходится на 16 человек, 1 кошка – на 5 человек, в Санкт-Петербурге гражданами фактически содержится не менее 300 тысяч собак и 1 млн. кошек, а в Российской Федерации в целом: собак – не менее 8,5 млн. голов, кошек – не менее 28 млн. голов.

Соответственно, при принятии законопроекта ежегодные доходы местных бюджетов от поступления налога с владельцев собак в Санкт-Петербурге составят: 1000 руб. х 270 тыс. собак + 100 руб. х 30 тыс. собак = 273 млн. руб.

В Российской Федерации ежегодные доходы местных бюджетов от поступления налога с владельцев собак составят: 1000 руб. х 7 650 тыс. собак + 100 руб. х 850 тыс. собак = 7 735 млн. руб.

МНЕНИЯ: Между тем в самой Госдуме РФ депутаты раскритиковали этот законопроект.

Заместитель председателя думского комитета по природным ресурсам Максим Шинганркин в этой связи отметил, что «данная законодательная инициатива своевременна в отношении необходимости более строго регулировать содержание животных в городе, однако поправки в Налоговый кодекс излишни».

Депутат пояснил: «Любой налог эффективен, когда он справедлив, его обязаны уплачивать все субъекты налогообложения и когда затраты, связанные с администрированием самого налога не превышают самих сборов». «Ни одному из этих критериев инициатива не соответствует», - отметил Максим Шинганркин.

Парламентарий также отметил: «Как мы будем администрировать содержание тех животных, статус которых носит промежуточный характер? Есть ведь сельские жители, у которых собака бегает по двору. Если она на цепи, то как-то можно доказать, что она принадлежит человеку, а если животное бегает по двору, выбегает за его пределы?».

«Кроме того, кто будет выполнять функцию сбора налогов, сомневаюсь, что Федеральная налоговая служба будет посылать инспекторов по многоквартирным домам в Москве переписывать собак», - добавил депутат.

 

Комментарий от «НФП»:  Есть в налогах такое очень интересное явление – я бы его назвал «налоговый губораскатитель» или еще «ущербный налоговый математизм». Это когда сидит или депутат или чиновник и наподобие гоголевского Манилов и рассуждает: «А как было бы хорошо да здорово, если бы народ деньги платил за…. (далее в зависимости от фантазии)».  А что, взять сосчитать сколько много у нас собак да кошек, да 100 рублей умножить, это же… это же бешенные деньги. 

Всё ничего, только как такие идеи воплощать? Дело в том, что идею то может быть и классная, да только вот ма-а-а-а-ленькая деталь – эта идея работать не будет. Вот не будет и все тут.

Мы очень рады не смотря на критику работы ныняшней ГосДумы (и очень даже в ряде случаев небезосновательную) среди депутатов есть люди, которые, конечно же, понимают глупость идеи и безрезультативность ее воплощения.

 

 

Кабмин предложил в пять раз увеличить налог на пустые участки под ИЖС

 

24 декабря Правительство России внесло в Госдуму законопроект № 686306-6, предполагающий увеличение земельного налога в пять раз в случае, если гражданин в течение 10 лет не построил дом на участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства (ИЖС).

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что, согласно сведениям, предоставленным Росреестром, физические и юридические лица владеют множеством пустующих земельных участков, полученных под застройку.

"Наличие большого количества незастроенных земельных участков жилищного фонда не позволяет эффективно использовать земли населенных пунктов, приводит к уменьшению сбора имущественных налогов", - отметили в кабмине.

При этом в собственности физических лиц находится много земельных участков, которые были получены для жилищного строительства, а не для ИЖС. А в Налоговом кодексе сказано, что коэффициент, повышающий земельный налог, не может быть применен к физлицам - собственникам таких участков.

Аналогичным образом складывается ситуация с участками под ИЖС, предоставленными юридическим лицам.

"Необходимо стимулировать собственников таких земельных участков либо использовать их по назначению, либо включать в оборот недвижимости", - сказано в пояснительной записке.

Участки для жилищного строительства предлагается облагать вдвое более высоким налогом в течение двух лет, отсчитываемых по истечении одного года со времени предоставления жилищного участка. В течение двух последующих лет налог повысить предлагается в четыре раза, а в последующие годы - в шесть раз до момента регистрации прав на построенные дома.

Участки физических лиц под ИЖС планируется облагать в пять раз более высоким налогом по истечении 10 лет с момента предоставления участка и вплоть до момента регистрации прав на жилой дом. При этом собственнику дается один год без применения повышающего коэффициента. За это время он может завершить регистрацию прав на застройку.

Помимо этого, законопроект исключает возможность ухода собственников от уплаты повышенного налога путем регистрации на участке любого объекта недвижимости, помимо жилого дома.

В правительстве уверены, что такие меры простимулируют граждан застраивать участки, а также увеличат поступление налога на землю и снизит число пустующих участков.

 

 

НОВОСТИ ФНС РОССИИ

 

ФНС России обнародовала план своей деятельности на 2015 год

 

Министр финансов РФ Антон Силуанов утвердил план деятельности ФНС России на 2015 год. Документ опубликован на сайте ведомства. Планом предусмотрено:

  • совершенствование налогового администрирования;
  • совершенствование программных средств, применяемых при налоговом контроле;
  • совершенствование межведомственного информационного взаимодействия;
  • совершенствование законодательства, в том числе в сфере применения контрольно-кассовой техники, налогового администрирования, налогового контроля;
  • противодействие коррупции;
  • совершенствование досудебного урегулирования налоговых споров, повышение прозрачности рассмотрения жалоб;
  • совершенствование взаимодействия регистрирующего органа с заявителями, переход к использованию при регистрации преимущественно электронного документооборота, улучшение информирования предпринимателей о порядке регистрации;
  • развитие электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками;
  • обеспечение перехода на налогообложение недвижимости физических лиц исходя из кадастровой стоимости;
  • выстраивание системного подхода к работе с налогоплательщиками, повышение их удовлетворенности.

 

 

ФНС рекомендовала нижестоящим инспекциям руководствоваться позицией судов по одному из громких дел о взаимозависимости

 

ФНС России направила нижестоящим инспекциям для использования в работе свое письмо от 01.12.2014 № СА-4-7/24782@ «О направлении Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2014 № 09АП-22065/2014-АК и Постановления Арбитражного суда Московского округа от 31.10.2014 по делу № А40-28598/2013» (дело ООО и ЗАО «Королевская вода»).

В этих постановлениях суды сделали несколько негативных для налогоплательщиков выводов.

Во-первых, судом отмечено, что положения законодательства о праве налогового органа требовать признания лиц взаимозависимыми носят общий характер. Следовательно, они могут применяться для взыскания суммы налоговой задолженности одного налогоплательщика за счет другого, а не только с целью осуществления налогового контроля над правильностью применения цен по сделкам.

Здесь стоит особо напомнить о том, что Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ внесены изменения в пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ. Согласно абз. 12 пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ положения настоящего подпункта также применяются, если налоговым органом в указанных случаях будет установлено, что перечисление выручки за реализуемые товары (работы, услуги), передача денежных средств, иного имущества производятся организациям, признанным судом иным образом зависимыми с налогоплательщиком, за которым числится недоимка.

Поэтому суды уделили большое внимание т.н. содержательным (неформальным) признакам взаимозависимости лиц. Ведь, как известно, в силу п. 1 ст. 105.1 НК РФ если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения.

Судами отмечен целый ряд признаков содержательной взаимозависимости, в частности:

- тождественность фактических адресов, телефонных номеров, информационных сайтов в сети "Интернет", видов деятельности;

- начало перевода активов на другое лицо одновременно с началом налоговой проверки;

- перезаключение договоров, в том числе договоров купли-продажи, уступки права требования;

- перевод сотрудников на новое место работы во взаимосвязанное юридическое лицо;

- передача исключительных прав на товарный знак;

- осуществление компаниями согласованных действий по неисполнению обязательств, уклонению от уплаты налогов.

 

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ

 

В 2015 году планируется принятие закона об амнистии оффшорного капитала

 

Одним из ключевых тезисов президентского послания Федеральному Собранию, оглашенного 4 декабря 2014 года стала амнистия капитала, возвращающегося в Россию.

"Предлагаю провести полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию, именно полную, - сказал глава государства сегодня в Послании Федеральному Собранию. - И, конечно, нужно разъяснить для людей, которые должны принять соответствующие решения, что это значит - полная амнистия".

"Это значит, что, если человек легализует свои средства и имущество в России, он получит твердые правовые гарантии, что его не будут таскать по различным органам, в том числе правоохранительным, "трясти" его там не будут, не спросят об источниках и способах получения капитала, что он не столкнется с уголовным или административным преследованием, и к нему не будет вопросов налоговых служб и правоохранительных органов", - пояснил Путин.

"Давайте это сделаем сейчас, но один раз", - призвал он, порекомендовав воспользоваться этим всем, кто хочет прийти в Россию.

России надо окончательно закрыть, перевернуть офшорную страницу в истории страны, заявил президент РФ. По его словам, лучшая гарантия сохранить капитал - национальная юрисдикция.

В связи с этим по итогам послания Правительству РФ было дано поручение следующего характера: обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих однократное освобождение российских лиц от налоговой и уголовной ответственности при условии возвращения указанными лицами в российскую юрисдикцию ранее выведенных ими в иностранные юрисдикции без уплаты соответствующих налогов доходов, полученных от источников в Российской Федерации.

Срок исполнения данного поручения – 15 июля 2015 года.

Стоит отметить, что еще за месяц до президентского послания сенаторы Совета Федерации РФ внесли в ГосДуму соответствующий законопроект № 642129-6  «О порядке возврата активов в Российскую Федерацию», который по сути и представляет собой закон об амнистии возвращаемого в РФ капитала.

В пояснительной записке к законопроекту большое внимание уделено опыту зарубежных стран в проведении подобных амнистий.

Законопроект устанавливает в пределах обуславливаемого периода времени обратный приток капитала в Российскую Федерацию либо декларирование тайно хранимого имущества и до сих пор не обложенного налогом (например, имущество вложенное в оффшорных центрах) не будут подвергаться судебной и административной ответственности.

Налоговая     ставка   на   возвращенный   капитал   2,5%  уплачивается физическими и юридическими лицами самостоятельно исходя из сумм задекларированных денежных средств возвращенных в Российскую Федерацию.

Период декларирования возвращения капитала не должен быть растянутым по времени и должен составлять 8 месяцев.

Стоит подчеркнуть, что Правительство РФ в любом случае будет обязано разработать свой собственный законопроект об амнистии капитала и его версия скорее всего будет отличать от сенаторской, но не исключено, что некоторые положения из сенаторской версии будут заимствованы в правительственном законопроекте.

 

Правительство РФ с 2015 года повысит неналоговые водные платежи

 

Как сообщил Минфин РФ в письме от 11.12.2014 № 03-06-06-02/63723, он уже согласовал с Минприроды России проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 876", учитывающий изменения ставок платы за пользование водными объектами по аналогии с принятым Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ.

Эту плату за пользование водными объектами вносят те водопользователи, которые не являются плательщиками водного налога. Ставки этой платы вырастут в 2015 году на 15%, а затем каждый год будут еще увеличиваться по аналогии со ставками водного налога.

 

Минфину пришлось разъяснить, что повышение водного налога это вынужденная необходимость

 

В уже упомянутом письме от 11.12.2014 № 03-06-06-02/63723 Минфину пришлось ответить на довод налогоплательщика о том, что повышение водного налога и ставок платы за пользование водными объектами крайне негативно отразится и на иных наиболее водоемких производствах, а также дать ответ на вопрос о том, возможно ли изменить подход к индексации водного налога и ставок платы за пользование водными объектами, а также ввести мораторий на повышение ставок водопользования и водного налога на срок до 2020 г.?

Как указало финансовое ведомство, тарифы на воду, отпускаемую потребителям, за период с 2005 года увеличились более чем в 6 раз, при этом ставки водного налога не пересматривались, что привело к существенному снижению налоговой нагрузки на экономических агентов, осуществляющих деятельность по использованию водных объектов и, кроме того, к снижению заинтересованности хозяйствующих субъектов в организации рационального водопользования. При этом величина государственных дотаций хозяйствующим субъектам системно увеличивалась.

Учитывая изменения индекса потребительских цен за 2006 - 2013 годы, предусмотренная законом индексация ставок водного налога не окажет существенного влияния на величину налоговой нагрузки в несырьевых отраслях экономики, а также на размер тарифов на коммунальные услуги и электроэнергию, поскольку доля водного налога в указанных тарифах крайне низка и в стоимости конечной продукции различных категорий водопользователей составляет в среднем от сотых долей процента до 1 - 1,5 процентов.

Так, по предварительным экспертным оценкам доля водного налога в среднем потребительском тарифе на коммунальные платежи составляет около 0,03%.

Таким образом, индексация ставок водного налога не окажет воздействия на состояние, возможности и результаты ведения социально-экономической деятельности и не приведет к увеличению тарифов на коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению.

При этом от прямого ответа на заданный вопрос Минфин уклонился.

 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

 

ВС рассмотрел спор о моменте возникновения дохода при истечении срока действия подарочных карт

 

Деньги, полученные за неиспользованные подарочные карты, должны считаться доходом продавцов сразу после истечения срока использования карт. Такой подход поддержала 23 декабря экономическая коллегия Верховного суда (ВС). Спор касался карт, реализованных юридическим лицам для передачи своим сотрудникам (дело № А40-65470/2013). Судей ВС не убедили ссылки представителей ООО «Единая Европа — С.Б.» (владелец торговой сети «Иль Де Ботэ») на обязанность вернуть деньги за неиспользованные карты, которая предусмотрена в договорах о продаже карт. Налоговики выяснили, что возвращаются не все деньги, и предложила учитывать их как расходы в случае фактического возврата.

По версии налогоплательщика, после истечения срока действия подарочной карты полученные за нее деньги становятся кредиторской задолженностью продавца — как аванс, подлежащий возврату. Поэтому доходом он должен считаться только после истечения срока исковой давности. Эту позицию поддержали арбитражные суды Москвы и Московского округа. Апелляция, напротив, согласилась с налоговиками. Они считали, что доход от продажи карт возникает сразу после истечения срока их действия. Иначе получается, что государство «кредитует» продавца карт на период исковой давности, отметил руководитель правового управления Федеральной налоговой службы (ФНС) Олег Овчар.

Свою позицию налогоплательщик подкреплял ссылками на договоры с компаниями, купившими карточки. Они предусматривают возврат денег за неиспользованные карточки. Однако эти условия договоров инспекция посчитала не соответствующими намерениям сторон. Она отметила, что часть денег за карточки так и не была возвращена. Действительно, в проверяемый период (2010 и 2011 годы) не было использовано карточек примерно на 7 млн руб.; из них покупателям вернули только 2,9 млн руб., а на 1 млн руб. перевыпустили новые карточки, признал представитель «Иль Дэ Ботэ» Владислав Боженков. Невозврат денег он объяснил нерасторопностью контрагентов: они не отвечают на присланные продавцом акты с информацией о неиспользованных карточках.

Возврат денег покупателям карт был осуществлен «только для того, чтобы опровергнуть выводы налоговой инспекции», заявила представитель ФНС Нина Ушакова. Она предложила определять налоговые последствия действий налогоплательщика иначе. Выручка от неиспользованных карт сразу после истечения их срока становится внереализационным доходом, а фактический возврат денег покупателю — внереализационным расходом, но в том периоде, когда он произведен. Такие возвраты Нина Ушакова назвала «актом лояльности» к покупателю карт. Он совершается, по ее мнению, чтобы «избежать гражданско-правовых споров».

Доводы налоговиков убедили экономическую коллегию ВС. Она отменила постановление кассации и оставили в силе постановление апелляционного суда, который согласился с доначислением налогоплательщику 1,5 млн руб. налога на прибыль с пенями и штрафами.

Опубликовано: 13.01.2015 09:46        Обновлено: 12.07.2016 10:50