Размер:
Цвет:

МК-Югра: "Уполномочен защитить" 16.11.2013

Институт уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей существует с июня прошлого года. За это время реализован ряд инициатив на федеральном уровне: создана сеть общественных представителей, в Государственную Думу переданы предложения по оптимизации законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность и др. 

Вместе с тем вновь созданная структура торопит парламентариев с принятием закона-спутника, который расширит полномочия бизнес-омбудсменов, которые в урезанном виде сформулированы в дейст­вующем ФЗ-78.

На тематическом «круглом столе» в Сочи, в котором принимала участие Ольга Белоножкина, уполномоченный по защите прав предпринимателей в ХМАО-Югре, региональные омбудсмены говорили о первых успехах и обменивались мнениями о состоянии инвестиционного климата в России.

Многие участники сочинского форума отмечали, что сегодня институт уполномоченного — это уже состоявшийся рабочий механизм, обеспечивающий защиту прав и интересов предпринимателей. Бизнес-омбудсмены представлены в 65 регионах России, создана масштабная и разветвленная сеть общественных помощников и экспертов, осуществляющих свою деятельность на основе принципа «pro bono» — для общественного блага на безвозмездной основе.

— Институт действует уже больше года, но только два месяца назад был принят соответствующий закон, — отмечал модератор мероприятия, уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. — Для организации полноценной работы еще необходимо принятие целого пакета дополнительных законодательных актов, так называемого «второго пакета», чтобы полномочия бизнес-омбудсменов были четко определены и реализованы на системной основе. Тем не менее, это нам не помешало набраться опыта и понять, что инициативы выдвигать легко, сложнее с их реализацией: выплывают аспекты, о которых не думали, когда все это обсуждалось в качестве идеи.

На форуме прозвучали первые итоги новой структуры. На конец сентября в аппарат федерального уполномоченного поступило 1510 жалоб и обращений предпринимателей, отработано и снято с контроля — 672. Региональным омбудсменам поступило 2764 обращения, из них принято решение по 1916. К слову сказать, практику отчета в режиме «поступило в работу — снято с контроля» руководитель общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Бречалов посоветовал перенять некоторым чиновникам.

Главным достижением совместной деятельности с государством Борис Титов считает реализацию думского Постановления «Об объявлении амнистии», принятого в июле этого года. На данный момент из мест заключения освобождены свыше 1100 человек, осужденных за совершение незначительных экономических преступлений. «Если вспомнить, что с 1953 года ни одна амнистия не проходила в таких масштабах, то это весьма существенная цифра», — отметил Александр Бречалов. И добавил: «Необходимо внести дополнения в амнистию. Потому что результат должен быть гораздо выше. Когда у нас по доказанным злоупотреблениям на сумму 350 млн рублей чиновник получает пять лет условно, а предприниматель по сомнительному делу — четыре года строгого режима, обо всем остальном можно не дискутировать. Это поддерживает высокий градус социального напряжения и не мотивирует людей к предпринимательству».

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин подчеркнул необходимость скорейшего принятия «закона-спутника» о полномочиях бизнес-омбудсменов: «Важно завершить формирование нормативно-правовой базы, принятие соответствующих законов в субъектах Федерации и назначение уполномоченных уже в соответствии с новыми законами». Подробно Шохин остановился на необходимости более четко определить механизм по избранию региональных бизнес-омбудсменов: «Мне кажется, очень важно номинировать организации, которым мы доверяем выдвигать кандидатуры уполномоченных. Это могут быть правовые или саморегулируемые организации. Нам важно, чтобы бизнес-омбудсмен был не только уважаемым человеком, которому доверяют власть и предприниматели, но и за ним стояла организация, которая может выполнять рутинную работу по экспертизе обращений, по сути дела выступать в роли адвоката».

О работе с законодательными инициативами в сфере  предпринимательской деятельности говорил на «круглом столе» заместитель председателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству ГД РФ Виктор Звагельский. По его мнению, необходимо систематизировать вопросы, поступающие с регионального уровня, и на основе этого анализа лоббировать принятие или внесение изменений в нормативные акты. «Большинство западных аналитиков, которые составляют различные рейтинги инвестиционной привлекательности территорий, считает создание института уполномоченных по защите прав предпринимателей в России очень позитивным фактором, — отмечал Звагельский. — Это серьезное подспорье для безопасности бизнеса и, главное, для улучшения инвестиционного климата в России».

Подводя итоги «круглого стола», Борис Титов поблагодарил его участников за конструктивный обмен мнениями. Разговор этот продолжится в середине октября в Москве на Всероссийской практической конференции региональных уполномоченных.

Мнение эксперта

Оценку мероприятиям, проводимым в рамках XII Международного инвестиционного форума Сочи — 2013, «МК»-Югра» дала Ольга Белоножкина, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре.

— Ольга Игоревна, насколько актуально формирование института уполномоченного по правам предпринимателей в таком благополучном регионе, как Югра?

— Полагаю, что этот институт актуален для любого субъекта Федерации. Существует много практических проблем, требуется некоторое усовершенствование нормативно-правовой базы именно на региональном уровне. Только в течение двух месяцев с момента моего назначения на эту должность от предпринимателей поступило около 20 обращений, и их количество постоянно растет. Могу вас заверить, что предприниматели активно пользуются этим институтом: вносят свои предложения, задают актуальные вопросы, обращаются с проблемами.

— Сегодня много говорится о совершенствовании законодательства в сфере экономической и предпринимательской деятельности. Кому будет принадлежать право законодательной инициативы?

— Федеральным законом эта деятельность предоставлена региональным уполномоченным по защите прав предпринимателей. Но этим правом необходимо распоряжаться очень осторожно и грамотно: только после проведения всесторонней правовой экспертизы можно говорить о том, что существующий нормативный акт требует изменения или отмены. С такой же осторожностью надо подходить и к лоббированию новых нормативно-правовых актов: они не должны дублировать действующие законы, призваны защищать права предпринимателей и учитывать интересы правительства округа. Поэтому уполномоченный — это, безусловно, та фигура, которая призвана обеспечить баланс интересов между исполнительной и законодательной властью, и бизнес-сообществом. Лоббирование каких-то заведомо однобоких нормативно-правовых актов недопустимо, да оно и не найдет поддержки у законодателей.

— Сколько сейчас представителей среднего и малого бизнеса работают на территории Югры?

— Предпринимательская активность в Югре достаточно большая: в этой области работают более 80 тысяч человек. Для примера могу сказать, что в муниципальном образовании, население которого составляет около 40 тысяч, около тысячи человек осуществляют предпринимательскую деятельность.

— Как институт омбудсменов отреагировал на существенное увеличение страховых взносов индивидуальных предпринимателей?

— Вопрос неоднозначный. Он не нашел поддержки и понимания у бизнес-сообщества по абсолютно понятной причине: никому не нравится платить в два раза больше того, что ты платил раньше. С другой стороны существует точка зрения, что есть доказанная целесообразность внесения именно таких сумм. Цифры не взяты с потолка, а получены путем несложных математических подсчетов: выведена сумма пенсии, которую будет иметь предприниматель в случае отчисления платежей вот в таких-то размерах. Тем не менее, в настоящее время проводится работа по снижению размера выплат во внебюджетные фонды, какой-то компромисс в конечном итоге будет найден. Мнение, что увеличение размера страховых платежей повлекло сокращение количества субъектов предпринимательской деятельности, верно лишь отчасти. Если на поверку посмотреть, то добровольно снялись с учета те люди, которые, по сути, фактическую деятельность на момент ввода этих непопулярных платежей уже и не осуществляли. А статус свой не обозначали потому, что не было мотивации за него платить. Таким образом, предприниматели привели в соответствие фактическое положение своего бизнеса с юридическим. 

Читать источник

Опубликовано: 23.12.2013 14:32        Обновлено: 12.07.2016 10:53