Размер:
Цвет:

МК-Югра: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих» 13.11.2013

Эксперты в области права считают, что противодействию коррупции помогут совершенствование законодательства и нетерпимость к мздоимству. 

По данным прокуратуры ХМАО-Югры, коррупционные нарушения чаще всего происходят при назначении на должности государственной и муниципальной службы лиц, не соответствующих квалификационным требованиям, имеющих судимости, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также во время предоставления государственными и муниципальными служащими недостоверных сведений о доходах. Всего за полгода выявлено 221 нарушение федеральных законов о государственной гражданской и муниципальной службе, опротестовано 20 региональных и местных правовых актов, противоречащих требованиям вышеуказанных законов, внесено 51 представление, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 76 должностных лиц, в суды направлено восемь исковых заявлений.

В каких сферах деятельности и при каких условиях развиваются коррупционные отношения? Какие законодательные меры и общественные инициативы способны ограничить мздоимство? «МК»-Югра» провел заочный «круглый стол» на эту тему. В разговоре приняли участие известные региональные спикеры: Виталий Ермошин, руководитель аппарата губернатора, заместитель губернатора ХМАО-Югры, Любовь Чистова, залуженный юрист Югры, председатель Общественной палаты округа, и Ольга Белоножкина, уполномоченный по защите прав предпринимателей в ХМАО-Югре.

— На ваш взгляд, насколько результативны проводимые в ХМАО-Югре мероприятия по противодействию коррупции? Какие новые меры или изменения в законодательстве могли бы сделать эту работу более эффективной?

В. Ермошин: Одним из критериев эффективности проводимых в округе антикоррупционных мероприятий служит проведение мониторинга общественного мнения жителей Югры. По итогам прошлого года наивысших баллов были удостоены: предоставление услуг в электронном виде — 2,8 балла из пяти возможных; создание в округе «телефона доверия» по фактам коррупционной направленности — 2,7 балла; публикация сведений о доходах служащих и членов их семей, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции — по 2,6 балла; создание многофункциональных центров для предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг, размещение в сети Интернет решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов — по 2,5 балла.

О. Белоножкина: Наиболее эффективной в сфере борьбы с коррупцией считаю деятельность прокуратуры ХМАО-Югры. Работа, проводимая отделом по противодействию коррупции, направлена на рассмотрение обращений, содержащих доводы о коррупционных проявлениях, получение информации по данным фактам, оказание консультативной помощи и проведение просветительской деятельности по вопросам недопущения фактов коррупции.

— В чем, по-вашему, причины коррупции?

В. Ермошин: Одни исследователи считают наличие ситуации, когда чиновник использует власть в своих корыстных целях, другие — наличие соблазнов, особенно материальных, подкрепленное «соответствующим» воспитанием. Третьи винят во всем недостатки механизма госуправления, связанные с отсутствием четкой регламентации статусов органов исполнительной власти, порядка их деятельности, коррупционный характер самих норм права, которые орган власти должен применять.

При этом каждая из теорий имеет определенное основание и имеет место быть, поскольку коррупция — явление многогранное и неоднозначное. В связи с этим нельзя определить единственную меру, которая бы позволила искоренить это явление.

Л. Чистова: В недостаточном знании своих прав и обязанностей, в том числе ответственности за получение и дачу взятки. В активном навязывании образа успешного и богатого человека, добившегося власти и денег нечестным путем. В отсутствии телепрограмм, фильмов, книг о работающих, честных, добросердечных и порядочных людях. Почему, когда речь идет о взятках, нам показывают только врачей и учителей? Где же коррумпированные чиновники высшего ранга? У нас слишком милосердные меры наказания для взяточников. К тому же нет должной информированности о расследуемых и рассмотренных судами уголовных делах. Гражданское общество еще не готово выразить общественное мнение против этого явления.

О. Белоножкина: Причинами коррупции являются несовершенство законодательства, наличие административных барьеров, недобросовестное отношение должностных лиц к исполнению своих обязанностей.

— Почему, на ваш взгляд, люди дают взятки на бытовом уровне: не знают своих прав и не умеют ими пользоваться? Пытаются облегчить собственную жизнь или жизнь своих детей?

В. Ермошин: Если вести речь о бытовой коррупции, то чаще всего это происходит из-за того, что люди не знают своих прав и не умеют ими пользоваться. Поэтому одним из основных направлений антикоррупционной деятельности органов государственной власти в текущем году стала масштабная кампания по разъяснению гражданам их прав, в том числе возможности получения услуг в электронном виде. Опросы 2012 года показали, что 8,2% респондентов прибегали к помощи взятки или подношения при получении услуги в медучреждениях; 6,3% — в ГИБДД; 5,7% — в вузах при поступлении, переводе или переэкзаменовке. В рейтинг наиболее частых ситуаций, когда югорчанам приходилось давать взятку или вручать какой-либо подарок, также попали такие случаи, как устройство ребенка в дошкольное учреждение, трудоустройство или продвижение по службе, оформление ипотеки или соцнайма жилья, решение проблем в общеобразовательных учреждениях.

— Какие меры защиты предусмотрены для людей, заявивших о вымогательстве взятки? Рассматриваются ли анонимные заявления?

В. Ермошин: Этот момент регулируется в соответствии с требованиями ФЗ №59 от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Статьей 6 запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в госорган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица, либо в целях восстановления или защиты прав, свобод и законных интересов обратившегося гражданина или других лиц, за которых он ходатайствует. При рассмотрении обращения не допускается разглашения сведений, содержащихся в нем, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

Порядок рассмотрения анонимных обращений определен статьей 11 этого же закона. В случае, если в письменном обращении не указаны Ф.И.О. гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответа на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

О. Белоножкина: Я считаю, что достаточной мерой защиты для заявителей являются действующие «телефоны доверия», которые предоставляют возможность сообщить о фактах коррупции на условиях анонимности.

— Были ли в вашей практике случаи, когда вам непосредственно или через других людей предлагали взятку?

В. Ермошин: Нет, таких случаев не было.

Л. Чистова: Мне довелось много лет проработать в прокуратуре. Были такие случаи, как правило, со стороны убитых горем родителей преступников, которые пытались разжалобить колбасой, икрой, другими продуктами питания, — время-то было не очень сытное. Слава богу, я довольствовалась собственным холодильником. И никого не отдала под суд как взяткодателя. Ограничивалась профилактическими беседами.

О. Белоножкина: В моей практике таких случаев не было.

— Некоторые регионы уже вывели среднюю стоимость взятки? Вам известно, какова она в ХМАО-Югре?

В. Ермошин: Единой методики определения средней взятки на сегодняшний день нет. Зачастую она определяется как соотношение общей суммы взяток, доказанных в ходе следствия, к общему количеству преступлений данной категории. В этом случае это прерогатива правоохранительных органов. Вместе с тем существуют и другие оценки.

Например, компания ЗАО «Публичная Библиотека» провела исследование информации о суммах взяток, содержащейся в СМИ, по итогам которых определила среднюю сумму. При этом Ханты-Мансийский автономный округ — Югра в их статистику не попал.

Л. Чистова: Достоверными сведениями не обладаю, но, думаю, расценки в Югре выше, чем, допустим, в Кировской или Липецкой областях. И не потому, что мы живем богаче или лучше. Наверное, мы не очень скромны. О нашем гостеприимстве, богатых подарках гостям, качественной жизни не знает только глухой или слепой. Обидно, что некоторые приезжающие в округ не скрывают, что ждут халявы. В многочисленных мероприятиях, проводимых в Югре, немало позитивного, но некоторые из них явно не продуманы и малоэффективны. А за каждым из них — бюджетные деньги и возможные лазейки для коррупционных «завязок».

— В каких сферах, по данным вашего ведомства или личным предположениям, чаще всего дают взятки?

В. Ермошин: В первую десятку рейтинга наиболее коррумпированных властных структур и бюджетных учреждений как в 2011-м, так и в 2012 году входили ГИБДД (первое место), полиция (второе место), вузы (третье место), больницы и поликлиники, ЖЭКи, паспортно-визовые службы, суды, военкоматы и прокуратура.

Л. Чистова: В тех, где работают нечестные, жадные до легких денег люди. К сожалению, такие люди есть везде. Особо опасно, если преступное обогащение касается не одного человека, а целой группы. Много соблазнов и возможностей у тех, кто распоряжается бюджетными деньгами. Очень хорошо, что сегодня при различных государственных и муниципальных ведомствах появились общественные советы. Надо, чтобы туда попадали компетентные, неравнодушные, честные люди и чтобы эти советы работали не для галочки.

— Многие эксперты утверждают, что именно коррупция мешает росту экономики нашей страны. Согласны ли вы с этим утверждением?

Л. Чистова: Безусловно, согласна. Сращивание бизнеса и власти таит в себе много как полезного, так и опасного. Опять же все зависит от людей, в первую очередь, наделенных определенными полномочиями. На государеву службу надо принимать не по знакомству или указке сверху, а только по деловым и моральным качествам. Думаю, детектор лжи здесь вполне уместен, он точно улавливает склонность людей к коррупционным действиям.

О. Белоножкина: Коррупция, безусловно, мешает нормальному экономическому развитию страны ввиду того, что в результате реализуется возможность получения одними лицами необоснованного предпочтения и установления в отношении них режима благоприятствования в той или иной сфере деятельности за счет нарушения прав других лиц.

— Что необходимо сделать, чтобы сузить пространство для проникновения коррупции в разные сферы жизни?

В. Ермошин: Наиболее эффективным механизмом противодействия коррупции является общественный контроль. Именно активная гражданская позиция, неравнодушие к коррупционным проявлениям, открытость органов государственной власти смогут значительно снизить уровень коррупции.

Л. Чистова: В общеобразовательных школах, средних, высших учебных заведениях ввести предмет по основам правовых знаний. Реанимировать общество «Знание». Перестать стыдливо замалчивать результаты рассмотрения уголовных дел по взяткам. Вернуть в Уголовный кодекс дополнительную меру наказания — конфискацию — за экономические и корыстные преступления. Возродить в уголовном судопроизводстве институт общественных обвинителей, рассматривать подобные дела в выездных судебных заседаниях. Через общественную экспертизу применять цензуру к художественным фильмам, пропагандирующим легкую и красивую жизнь за счет преступлений, в том числе мздоимства. Но главное, конечно, профилактика. Люди должны знать закон, и не только уважать его, но и бояться неотвратимости наказания. И еще — качественный подбор и подготовка кадров в органы внутренних дел, следственный комитет, судебные органы, муниципальную и государственную службы.

О. Белоножкина: Для сокращения проявлений коррупции следует исключить нормы права, имеющие неоднозначное толкование и оставляющие возможность для проявления субъективизма. Кроме того, следует проводить антикоррупционную пропаганду и формировать у общества непримиримое отношение к фактам коррупции.

Читать источник

Опубликовано: 23.12.2013 13:35        Обновлено: 12.07.2016 10:58