Размер:
Цвет:

МК-Югра: "Затруднений к ведению легального бизнеса быть не должно" 14.08.2013

Как уже сообщал еженедельник «МК»-Югра», в Югре состоялось важное назначение. Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Югре стала Ольга Белоножкина. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей ее первое интервью, подготовленное при содействии департамента общественных связей Югры. 

— Ольга Игоревна, вам пришлось пройти серьезный конкурсный отбор, чтобы стать защитником интересов и прав малого и среднего бизнеса. По вашему мнению, какие ключевые положения вашей программы повлияли на выбор в пользу вашей кандидатуры?

— Безусловно, то, что около 50% голосов выборщиков отданы за мою кандидатуру, свидетельствует как об оказанном мне доверии, так и об одобрении представителями бизнес-сообщества положений моей программы. Программа была представлена на общественных слушаниях, которые прошли в Нягани, Сургуте и Нижневартовске в июле этого года.

Думаю, что на выбор, в первую очередь, повлияло одно из основных положений моей программы кандидата на должность омбудсмена по защите прав предпринимателей Югры. Это положение предусматривает жесткий контроль над законностью принимаемых нормативных актов в сфере регулирования предпринимательской деятельности, а также контроль их исполнения. Немаловажным моментом стало и предложенная мной активная реализация права омбудсмена на законодательную инициативу и на внесение в адрес губернатора Югры, окружной Думы и органов исполнительной власти автономного округа мотивированных предложений об отмене, изменении либо приостановлении действия правовых актов, необоснованно затрудняющих ведение бизнеса.

Реализация этих прав послужит совершенствованию нормативного сопровождения предпринимательской деятельности. Как человек, имеющий степень кандидата юридических наук и разносторонний практический опыт, я убеждена: именно наличие в регионе совершенной нормативно-правовой базы является залогом благоприятного экономического климата.

— Каков механизм выявления фактов нарушения прав предпринимателей? Если кто-то действительно «кошмарит» бизнес, каков алгоритм ваших действий?

— Разумеется, сущест­вует определенный алгоритм действий омбудсмена. Он включает, во-первых, работу с поступившими обращениями и личный прием предпринимателей. Во-вторых, обязателен мониторинг публикаций по данной тематике в СМИ. И, наконец, необходим анализ обращений общественных организаций — тех НКО, кто работает в сфере защиты прав предпринимателей. Итогом становится правовая оценка ситуации.

Также в качестве одного из важнейших направлений деятельности в моей программе названа просветительская работа. Юридическая грамотность субъектов предпринимательства — наверное, одна из действенных мер профилактики нарушений их прав.

И здесь особенно важно взаимодействие бизнес-сообщества и общественных организаций с представителями власти, как государственных органов, так и органов местного самоуправления автономного округа. Только на стыке такого сотрудничества возможно создание действенных эффективных инструментов гражданского общества — экспертных и консультативных советов, создание сети общественных приемных, обеспечение прозрачности деятельности омбудсмена путем создания сайта в сети Интернет и так далее.

Весь этот спектр мероприятий, по моему мнению, позволит достичь целей и задач, которые стоят сегодня перед уполномоченным по защите прав предпринимателей.

— Много лет вы проработали в органах прокуратуры, по долгу службы защищая интересы и права представителей предпринимательского сообщества. Чем ваш опыт будет полезен на посту бизнес-омбудсмена?

— Да, более восьми лет я проработала в органах прокуратуры, около шести из них осуществляла обеспечение участия прокуроров в арбитражном процессе. Хочу отметить, что специфика арбитражных дел заключается в том, что предмет спора участников процесса находится, как правило, в сфере предпринимательской деятельности. При этом сами участники являются юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями. В результате моей работы неоднократно были восстановлены нарушенные права представителей бизнес-сообщества. Безусловно, опыт взаимодействия с судебными органами, практические навыки по рассмотрению споров с участием субъектов предпринимательской деятельности будут и в дальнейшем полезны в моей работе.

— Можете ли вы привести конкретный пример, когда благодаря вам тот или иной представитель малого или среднего бизнеса получил помощь?

— Есть немало таких примеров. Приведу один. Администрация Пыть-Яха отказала индивидуальному предпринимателю в предоставлении земельного участка для осуществления деятельности в сфере прио­ритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». В ходе проведенной прокуратурой округа проверки было выявлено, что отказ произведен в нарушение процедуры, предусмотренной федеральным законодательством. То есть уже после определения администрацией местоположения земельного участка и выдачи акта выбора и его утверждения. Чем было вызвано нежелание властей города выделить землю? Однозначного ответа на этот вопрос добиться не удалось, зато была доказана незаконность действий администрации муниципалитета.

Сегодня предприниматель, являющийся главой крестьянско-фермерского хозяйства, в судебном порядке получивший право на этот земельный участок, успешно осуществляет деятельность в сфере агропромышленного комплекса.

— Какие проблемы предпринимателей в первую очередь придется вам решать на посту омбудс­мена? Возможно, уже есть первые обращения от предпринимателей?

— Первые обращения уже поступили. Это, например, жалоба предпринимателя из Когалыма на действия арендатора торгового центра в части соблюдения процедуры проведения торгов. Также ко мне обратилось одно из обществ с ограниченной ответственностью, оспаривающее законность постановления об отмене наложения ареста, вынесенного следственными органами одного из муниципалитетов.

— Сегодня на российском рынке сложилась такая ситуация, когда крупные розничные сети в буквальном смысле подавляют мелкий бизнес в городах, это касается и Югры. Ритейл навязывает часто невыгодные условия поставщикам, диктуя свои условия при продаже. На ваш взгляд, можно ли попробовать решить эту проблему?

— Проблема осуществления торговой деятельности крупными розничными сетями в муниципальных образованиях Югры обозначена как одна из существенных, в том числе и на совместном заседании окружного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства и советов муниципальных образований автономного округа, состоявшемся 29 июля.

Ответ на этот вопрос не является простым и однозначным. Существуют самые разные точки зрения на этот счет. Так, бытует мнение о том, что нет оснований для беспокойства, так как продукция региональных предпринимателей без проблем берется на реализацию крупными «сетевиками». Другие говорят, что за расширением территориального охвата успешными и востребованными розничными сетями — будущее, третьи выступают за повышение конкурентоспособности региональных организаций торговли.

Законы рынка существуют, они одинаковы для всех и кому-то могут показаться суровыми. Думаю, что нужно добиваться такого уровня сервиса в сфере торговли, чтобы покупатель, не имея обязанности покупать товар у регионального продавца, имел желание покупать именно у него. Кроме того, должна отметить, что правовых рычагов, посредством которых было бы возможно запретить крупным розничным сетям осуществлять деятельность на территории округа, не существует.

Ну, и давайте признаем, что имеется достаточное количество людей, расценивающих деятельность таких сетей на территории округа, как благо — ввиду разнообразия ассортимента товаров, оптимальной ценовой политики, качества предоставляемого сервиса.

Повторю, вопрос очень неоднозначный и, в полной мере понимая тревогу наших предпринимателей, выражаю намерение серьезно его исследовать с целью выработки вариантов действий, находящихся в правовом поле.

— Ольга Игоревна, в России утверждена «дорожная карта» по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики. В то же время существует стратегия развития Федеральной антимонопольной службы, и ряд представителей бизнеса считает, что между этими документами есть противоречия. Не так давно ФАС заявила о намерении активного сотрудничества с институтом омбудсменов по защите прав предпринимателей. Как вы видите совместную работу по развитию конкурентной среды в нашем округе?

— Совместную работу с Федеральной антимонопольной службой я нахожу не просто необходимой и целесообразной, но и способствующей разрешению спорных вопросов, возникающих в сфере правоприменения.

Полагаю, что документально сотрудничество омбудсмена и ФАС найдет проявление в заключении соглашения о сотрудничестве, а практически взаимодействие будет реализовано посредством совместной работы над правовыми актами, правовой оценкой уже принятых документов (в том числе — в части противоречий между «дорожной картой» по развитию конкуренции и стратегией развития ФАС) и, в случае необходимости, выработке практических решений по оптимизации их применения.

Кроме того, налаженное взаимодействие уполномоченного с ФАС позволит оперативно и результативно рассматривать конкретные обращения предпринимателей.

— Какими вы видите свои взаимоотношения с силовыми ведомствами — прокуратурой, МВД, Следственным комитетом? Какие полномочия вам даны для решения следственных и судебных вопросов в отношении представителей бизнеса? Например, в части так называемой экономической амнистии?

— В программе мной сделан особый акцент на значимости оптимально выстроенного взаимодействия уполномоченного с органами прокуратуры, Следственным комитетом, другими правоохранительными органами.

В настоящее время в прокуратуре действует межведомственная рабочая группа по защите прав предпринимателей и Общественный совет по защите малого и среднего бизнеса при прокуратуре Югры. Я планирую принимать самое активное участие в заседаниях этой группы.

Кроме того, в ближайшее время будет заключено соглашение о взаимодействии уполномоченного и прокуратуры, что позволит оптимально выстроить рабочие отношения и добиваться реальной защиты прав предпринимателей.

По такой же схеме будет развиваться взаимодействие с другими правоохранительными органами. Считаю необходимым обеспечить серьезный контроль над правильным применением постановления об амнистии лиц, отбывающих наказание или находящихся под следствием по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности. Уверена, что, помимо возможности оперативного предоставления сведений о фактах нарушения прав предпринимателей должностными лицами, результатом этой совместной работы станет координация усилий, направленных на выявление и устранение подобных фактов. Проще говоря, акцент делается на профилактику.

— Естественно, в одиночку уполномоченному по защите прав предпринимателей не удастся решить все проблемы предпринимательства. Кто станет вашими помощниками в этой работе, и сколько человек будет работать в штате аппарата омбудсмена? Какие критерии вы устанавливаете для этих людей — образование, предпринимательский опыт или опыт государственного управления?

— Аппарат будет включать в себя 10 человек, которые займут различные должности — от руководителя аппарата и начальников отделов, до юрисконсультов и экспертов. В аппарате уполномоченного предполагается наличие двух отделов — юридического и организационного. Одним из обязательных требований к кандидатам является наличие высшего образования, для должности «юрисконсульт» образование, соответственно, должно быть юридическим, для других должностей возможно иное, например, экономическое.

— Ольга Игоревна, расскажите немного о себе — чем вы увлекаетесь, какие ваши любимые занятия?

— Помимо основной профессиональной деятельности я являюсь доцентом Югорского государственного университета, так что свободного от работы времени у меня не так уж много. Между тем, я нахожу время для любимых дел — чтения и путешествий. Это те виды досуга, которые вдохновляют меня на новые свершения и помогают выдерживать высокие нагрузки, связанные с работой. По мере сил стараюсь поддерживать себя в хорошей физической форме. Этому способствуют плавание, дайвинг, занятия в тренажерном зале. 

Читать источник

Опубликовано: 23.12.2013 14:36        Обновлено: 12.07.2016 10:52