Размер:
Цвет:

Газета "Аргументы и факты - Югра": "АВТОШКОЛЫ ПРИГОВОРЕНЫ? (15 октября 2014)

Учеба на права в Югре станет сложнее и дороже

ЮГОРЧАНЕ, ЖЕЛАЮЩИЕ НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ АВТОМОБИЛЕМ, УЖЕ СТАЛКИВАЮТСЯ С СЕРЬЁЗНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ. БОЛЬШИНСТВО АВТОШКОЛ ОКРУГА ПРИОСТАНОВИЛИ ПРИЁМ КУРСАНТОВ. ЭТО СВЯЗАНО С НОВЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ К АВТОШКОЛАМ И ИХ УЧЕБНЫМ ПРОГРАММАМ. ДАЛЕКО НЕ ГАРАНТИЯ, ЧТО ВСЕМ УДАСТСЯ ИХ ВЫПОЛНИТЬ.

С какими проблемами столкнулись автошколы Югры? И как это отразится на стоимости учебы?

В ЧЁМ СМЫСЛ?

 Из десятка автошкол Сургута сейчас набирают учащихся только две - ДОСААФ и учеб но-курсовой комбинат "Торг Авто". Только им на данный момент удалось согласовать в окружном Управлении ГИБДД свои программы подготовки водителей. Но и для них эпопея с новыми требованиями еще не закончилась - к ним скоро приедут с проверкой: будут смотреть на материально-техническую базу и автодром. Если проверяющих все устроит, автошколы получат положительное заключение.

Повезло тем югорчанам, кто успел записаться на обучение до 11 августа, когда новые требования вступили в силу. Они теперь учатся. Остальные ждут.

Требование, которое автошколам выполнить сложнее всего - оборудовать автодром по всем правилам. Он должен быть площадью не меньше 25 соток, с разметкой, с дорожными знаками, имитирующими уличный перекресток. По мнению ряда директоров автошкол, смысла в этом мало.

" Автодром - это хорошо, конечно. Но у нас большую часть года снег лежит - зачем нужна разметка? - рассуждает директор сургутской автошколы "Новолик" Александр ЛИ. - Да, можно почистить. Но дороги-то у нас толком не чистят. А водителю придется ездить по реальным дорогам. По автодрому и медведь проедет. А по улице никто сразу не сможет".

Согласен с коллегой и исполнительный директор ЧОУ "Перспектива" Александр БЕСПАЛОВ.

"Автодром нужен для отработки первоначальных навыков - как передачу включать, как трогаться, - говорит он. - А учиться надо в городе, в условиях реального движения".

А вот в автошколе "Чайковского " в ХантыМансийске, наоборот, считают, что ничего сложного в оборудовании автодрома нет - да, знаки пришлось покупать, а разметку на асфальте мужики-инструкторы нарисовали сами.

ЛЮДЕЙ ЖАЛКО Еще одно требование, вызывающее недоумение у директоров автошкол, - образование инструкторов. Оно должно быть высшим или средним профессиональным.

" Это получается, что девочка-учительница начальных классов у меня может работать. А водитель со всеми категориями и 25-летним стажем - нет? И я его теперь выгонять должен? - недоумевает Александр Ли. - Нельзя же так быстро вводить эти требования. Дали бы срок 3-5 лет, чтобы люди могли выучиться. Жалко же людей".

Кроме того, сейчас автошколы должны иметь специальный аппаратно-программный комплекс для тестирования психофизиологических качеств учащихся.

"Зачем он нам нужен? - риторически спрашивает Александр Беспалов. - Каждый учащийся перед обучением проходит медкомиссию. В его справке указано, что он здоров и может управлять автомобилем. Что мы тут еще должны тестировать? Если уж они там считают, что такие комплексы нужны, то пусть они будут в медицинских учреждениях".

Нужно покупать еще и манекенов для занятий по оказанию первой медицинской помощи. Каждый из них стоит 40-50 тысяч рублей. И заказать их можно только в Москве. А большинство автошкол сейчас сидят на голодном пайке, потому что учащихся набирать пока не могут, а надо платить и зарплату сотрудникам, и налоги, и за "коммуналку".

 ЦЕНЫ ВЫРАСТУТ Все сходятся на том, что из-за новых требований стоимость обучения придется увеличить. Так, в сургутской ЧОУ "Перспектива " можно было выучиться на категорию B за 28,5 тысячи рублей. Сейчас там считают, насколько нужно повысить цену, чтобы остаться на плаву. Например, сургутская автошкола ДОСААФ, которая уже согласовала свою программу в ГИБДД, объявила, что обучение на отечественных машинах с механической коробкой обойдется в 38 тысяч. А на иномарке с "автоматом" - все 40.

В ГИБДД пологают, что не все автошколы Югры смогут продолжить работу.

"Процентов 20 автошкол могут закрыться, - считает замначальника отдела надзора окружного Управления ГИБДД Вадим ГОРБУНОВ. - Покажет проверка материально-технической базы на предмет соответствия".

КОММЕНТАРИЙ НУЖНО ДАТЬ ВРЕМЯ Ольга БЕЛОНОЖКИНА, уполномоченный по правам предпринимателей в Югре: - Требования к метериально-технической базе автошкол одновременно оправданные и жесткие. Оправданные - так как позволяют обеспечить высокое качество обучения. Жесткие - так как учебное заведение должно соответствовать большому количеству критериев. А в настоящее время, со слов предпринимателей, немногие автошколы им соответствуют.

 Отдельные предприниматели обучают водителей по 10 -30 лет, имеют по всем требованиям оборудованные автодромы, ценные навыки и хорошую деловую репутацию. Подобные учебные заведения социально значимы, особенно с учетом количества рабочих мест. Но даже они не могут соответствовать новым требованиям - для приобретения недостающего инвентаря, оборудования и наглядных пособий необходимы время, деньги и требуемые предметы в наличии. Между тем, нормативный акт не предполагает временного интервала, в течение которого предприниматели могли бы выполнить требования. А сделать это заранее они не имели возможности в том числе и ввиду отсутствия должного информирования о грядущих изменениях.

 Все это влечет риск закрытия ряда автошкол, и, как следствие, социальной напряженности, дефицита услуги. В этой связи, представляется целесообразным дать предпринимателям срок в пределах шести месяцев, в течение которого они смогут исполнить законные требования.

КСТАТИ Автошколы приостанавливают работу не только в Югре, но и в других регионах России. Так, в Саратовской области более половины автошкол не согласовали свои программы в Управлении ГИБДД. В республике Коми на данный момент принимают учащихся лишь три автошколы. В Приморском крае таких оказалось семь. В Псковской области работают две из 56-ти автошкол. Сообщения о повышении цен на обучение приходят из Краснодара, Красноярска, Казани, Петропавловска-Камчатского.

Опубликовано: 16.10.2014 13:12        Обновлено: 12.07.2016 10:52