Размер:
Цвет:

Еженедельник "Аргументы и Факты": "Зачем югорским управляющим компаниям нужны лицензии" (№ 37 10/09/2014)

У российских коммунальщиков появилась новая забота. Теперь управляющие компании для того, чтобы продолжать работать, должны получить лицензии. Этого требует федеральный закон, который в июле подписал президент России Владимир Путин. Чем же такое требование грозит «управляшкам» и какую пользу может принести жителям многоквартирных домов?

И не забывайте мыть полы…

Управляющие компании (УК) могут получать лицензии уже с 1 сентября 2014 года. На всё про всё у них есть восемь месяцев – до 1 мая 2015- го. Срок действия лицензии не ограничен, но работать её обладатель может только на территории того региона, где её выдали.

Оценивать УК будет лицензионная комиссия при Госжилинспекции региона. По закону, в неё должны входить общественники, депутаты, чиновники. Причём последних – не более трети. Руководителям коммунальных предприятий придётся сдать экзамен – каждый получит билет с сотней вопросов (из 200, включённых в программу), ответить на них нужно за два часа. И свыше 80% ответов должны быть правильными.

Но даже получив заветную лицензию, УК не сможет вздохнуть свободно. За её работой будут следить. Если два раза в течение года компания не выполнит предписания, выданные жилинспекцией по одному и тому же дому, то этот дом могут у компании забрать.

Причём, делить нарушения на грубые и негрубые никто не собирается. Ранее в федеральном Министерстве строительства и ЖКХ ясно дали понять, что УК может лишиться права управлять домом, даже если, например, дважды забыла вымыть полы.

А если компания таким образом потеряет более 15% своих домов, Госжилинспекция обязана будет через суд отозвать лицензию. И вернуть её можно не раньше чем через три года – то есть, можно закрываться. Тем более, фамилия директора попадёт в «чёрный список», и на три года вход в сферу ЖКХ ему будет заказан.

Впрочем, свою «управляшку» могут спасти собственники жилья, если вдруг случится такой парадокс, что они окажутся довольными работой проштрафившейся компании. Для этого у собственников есть право вето.

А судьи кто?

Коммунальщики от нововведений не в восторге. В саморегулируемой организации (СРО) управляющих компаний Югры говорят, что не приветствуют новый закон и всеми силами старались сделать так, чтобы его не приняли.

Руководство СРО считает, что было бы гораздо лучше, если бы появился другой закон – о том чтобы, все управляющие компании входили в саморегулируемые организации. На самом деле, такая схема успешно работает во многих странах – профессиональные сообщества регулируют работу всех организаций, которые занимаются тем или иным бизнесом. И отвечают перед потребителем услуг.

В России тоже не отказываются от такой идеи. Но, как говорят в Минстрое, время для неё ещё не пришло. Дескать, нужно сначала навести порядок на коммунальном рынке, избавиться от неблагополучных компаний, а уже потом начинать работать через СРО. Но будет это не раньше, чем через три-четыре года.

Членов югорской саморегулируемой организации управляющих компаний беспокоит и то, каким будет состав лицензионной комиссии. В проекте они увидели, что от общественности туда внесена лишь треть членов, а остальные две трети – чиновники. Хотя должно быть наоборот. Если в окончательном варианте проекта будет так же, СРО намерена добиваться изменения состава комиссии, чтобы ввести в неё побольше своих людей.

«Мы кандидатуры своих представителей в состав комиссии подали. Надеемся, что они будут утверждены и смогут активно участвовать в данном процессе», – говорится в заявлении СРО.

«Лишние заморочки»

Ещё когда новый закон был законопроектом, его активно критиковали за «коррупционный фактор». По мнению скептиков, без лицензий могут остаться компании хорошие, но неугодные властям. Однако, такая перспектива выглядит маловероятной. Как бы то ни было, в лицензионной комиссии соберутся люди с разными интересами, и втихую лишить компанию лицензии по надуманным поводам вряд ли получится.

В ближайшие месяцы членам комиссии придётся поднапрячься – за восемь месяцев оценить свыше ста УК Югры. Кроме того, для их руководителей проведут семинары, потому что некоторые уже пожаловались, что нигде не могут найти ответы на ряд вопросов из программы экзамена. В сентябре на учёбу пригласят коммунальщиков Ханты-Мансийска, в октябре-ноябре очередь дойдёт до Сургута, Нижневартовска, Нефтеюганска.

Тем временем, в рядах коммунальщиков паники нет. Как, впрочем, и оптимизма. Например, Сергей ТОКАРЬ, технический директор УК «Комфорт» и «Комфорт плюс», которые обслуживают девять домов в Ханты-Мансийске, уверен, что всё будет в порядке:

«Не очень нас новый закон устраивает, – говорит он. – Но опасности я в нём не вижу. Просто лишние заморочки. А чего бояться? Чему быть, того не миновать. Если не будет давления извне, то всё пройдет нормально. Самое главное, что люди за нас. А в законе есть такой нюанс – если население управляющая компания устраивает, то ей могут лицензию оставить, даже если хотели забрать. В общем, это такое мероприятие… я бы не сказал, что очень нужное».


Мнение эксперта

Отсеивать уже некого

Александр Тарасенко, исполнительный директор СРО управляющих компаний Югры:

Управляющие организации в округе работают давно. Недобросовестные 5-7 лет назад сами сошли с рынка. Отсеивать уже некого. Нам надо, чтобы изменились нормативные акты в части ответственности как собственников, так и ресурсоснабжающих организаций. А то у нас приходят жилинспекция, пожарная инспекция, какие-то другие органы, и требуют что-то сделать. Но денег на это нет – жильцы не хотят платить. Нужно, чтобы все понимали: нет денег – нечего спрашивать с управляющей компании. В случае с пожарными всё очень наглядно. Приходят, говорят – у вас не стоят датчики. А датчики эти не были запланированы при строительстве дома. Но сегодня их требуют. А жильцы не хотят платить! В результате наказывают управляющую компанию и довольно по-крупному.

И второе – ресурсоснабжающие организации должны отвечать за качество предоставляемых услуг. У нас в квартплате минимум 70% занимает плата за коммунальные услуги. Но жильцы почему-то считают, что в повышении тарифов виновата только управляющая компания. Хотя многие управляющие компании после июльских и сентябрьских повышений тарифов ресурсоснабжающих организаций просто не могут добиться от жильцов решения, чтобы повысить плату за содержание домов. Люди говорят – нам уже повысили плату, чего вы ещё требуете, и так достали.

Эти вещи должны быть урегулированы. А то получится, что лицензионная комиссия может стать дубинкой и бить за то, чего управляющая компания просто не может сделать.


Официально

Это первый шаг к порядку

Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ РФ:

Лицензирование управляющих компаний – это первый шаг к наведению порядка в жилищно-коммунальном хозяйстве страны. Эти изменения поддерживает и президент Российской Федерации, и правительство. Есть споры, что лучше было бы создать саморегулируемые организации в этой отрасли. Допускаю такую возможность, но только спустя время, когда в неуправляемой пока сфере будет наведён элементарный порядок. На плечи государственных жилищных инспекций, которые работают в регионах, ложится серьёзная ответственность в связи с принятием этого закона, ведь именно они будут проверять документацию соискателей лицензии и предоставлять её лицензионным комиссиям. А также впоследствии они же будут выявлять и пресекать нарушения со стороны управляющих компаний. Органы государственного жилищного надзора должны быть полностью готовы к реализации нового законодательства. Мы ждём слаженной, чёткой работы.


Комментарий

Спрашивать будут по полной

Ольга Белоножкина, уполномоченный по правам предпринимателей в Югре:

Ситуация с отношениями между жильцами, управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями непростая. И эта проблема пока не уйдёт. Управляющие компании находятся между двух огней. Им недоплачивают денег, но сами они должны платить по всем счетам. Зачастую в бюджет закладываются одни суммы, но возникают непредвиденные обстоятельства, которые требуют дополнительных расходов – то трубу порвёт, то дверь поменять надо. Но если отсеются компании, не имеющие квалифицированных кадров и технических средств, то со временем и эта проблема разрешится.

Управляющие компании должны понимать, что в их работе есть риски, и иметь резервный фонд, эффективно распределять средства. И каждая компания должна быть рачительным хозяином – тогда у неё будет не только юридическое, но и моральное право требовать плату за свои услуги.

Лицензирование для управляющих компаний – это хороший повод подумать, потянут они или нет дальнейшую работу. Ведь с них будут спрашивать по полной программе. Поскольку любая лицензионная деятельность – это, в первую очередь, возможность контроля.

В то же время, мы понимаем, что будем оценивать те компании, которые уже работают на рынке. И если большую часть из них мы не обеспечим лицензиями, нет никаких гарантий, что кто-то придёт и их нишу займёт. Но если лицензирование будет для компаний поводом поднять качество услуг, то это абсолютное благо.


Кстати

Если в Югре не ожидается массового закрытия управляющих компаний, то в других регионах всё по-взрослому. Так, администрация Омска ждёт, что в результате лицензирования с рынка уйдёт половина из более чем 90 городских УК. В Ставропольском крае угроза остаться без лицензии нависла над четвертью «управляшек». В Госжилинспекции Московской области предполагают, что закроются до 15% компаний. А в Курской области прогнозируют, что к закрытию нужно готовиться десятой части управляющих компаний.

Читать источник

Опубликовано: 12.09.2014 13:23        Обновлено: 12.07.2016 10:58