Размер:
Цвет:

Газета "Новости Югры": "Ваши дома – наши проблемы. Что поможет улучшить содержание жилья: саморегулирование в сфере или лицензирование? (№ 10 (18740) от 30.01.2014)

Не так давно в утренней программе канала «Россия» зашла речь о проекте закона, касающегося лицензирования такой сферы, как управление многоквартирными домами. Пояснение по этому вопросу давала заместитель директора департамента ЖКХ Минстроя России Елена Солнцева.
По словам чиновника федерального уровня, с введением в действие закона о лицензировании государство возьмет «под жесткий контроль» деятельность управляющих компаний по содержанию многоквартирных домов.
Но разве сегодня орган государственного жилищного надзора не проводит проверки по жалобам граждан? Все дело в механизме воздействия, как считает Елена Солнцева, а он сводится только к выдаче предписаний, привлечению к административной ответственности, наложению штрафа. 
– Штрафовать можно каждый день, – считает представитель департамента ЖКХ, – но невозможно запретить работать на этом рынке недобросовестной управляющей компании, а вот лицензирование может в корне изменить ситуацию. Лишать лицензии будут за два и более грубых нарушения законодательства РФ, если в течение года управляющая компания трижды не исполнила предписание Жилинспекции. 
На вопрос телеведущей: когда можно ждать столь радикальных перемен в жилищно-коммунальной сфере? – последовал ответ: после того как закон примут, все управляющие компании в течение полугода смогут получить лицензии. С 1 января 2015 года рынок управления многоквартирными домами будет работать по новым правилам госрегулирования.
Но так ли все однозначно в столь непростом деле, как сфера управления ЖКХ? Давайте разбираться. В нашем округе более ста управляющих компаний, и в 2010 году была создана Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство «Управляющих компаний жилищно-коммунального комплекса Югры» – СРО. Сегодня она объединяет 69 управляющих компаний, а это около 60–65 % всех УК в округе. Исполнительный директор СРО Александр Тарасенко является экспертом в Общественной палате Югры по вопросам ЖКХ, также входит в рабочую группу по вопросам ЖКХ, созданную при Общественной палате России. Мы попросили его высказать свое мнение по вопросу лицензирования управляющих компаний.

Александр ТАРАСЕНКО, исполнительный директор СРО Некоммерческое партнерство «Управляющих компаний жилищно-коммунального комплекса Югры»:

– На рассмотрение Государственной думы РФ внесен проект закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации («О лицензировании управления многоквартирными домами»). Однако еще ранее был подготовлен и в мае 2012 года принят Госдумой в первом чтении законопроект о введении саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами. А дальше началось непонятное: сначала отсрочили рассмотрение законопроекта во втором чтении весной 2013 года, а потом неожиданно в ноябре 2013 года в Госдуму был внесен проект федерального закона о лицензировании сферы деятельности по управлению многоквартирными домами. 
Организационный комитет по созданию Национального объединения СРО в сфере ЖКХ, который сегодня объединяет более 80 саморегулируемых организаций в 73 субъектах Российской Федерации, расценил это как «скоропалительную инициативу отдельных чиновников», предположив, что «введение лицензирования может стать очередной грубейшей и системной ошибкой». 
Получается, что вопрос о смене управляющей компании будет решаться не собственниками, как предусмотрено Жилищным кодексом РФ, а судом на основании предложения органов государственного жилищного надзора или жалобы недобросовестного жильца, не желающего исполнять свои обязанности собственника, в том числе платить за услуги. В проекте закона указаны виды наказания, к примеру, ТСЖ можно оштрафовать на сумму от 300 тыс. до 500 тыс. рублей, управляющие компании – от 500 тыс. до 1 млн руб. или закрыть на 90 дней, или лишить руководителя УК свободы на два-три года, или наказать условно с выплатой штрафа. В общем, диапазон достаточно широкий, и это на руку недобросовестным чиновникам. В данном законопроекте явно прослеживаются элементы коррупции, когда за вознаграждение будут решать: какому наказанию подвергнуть управляющую компанию, а возможно, и устранить «неугодную».
На мой взгляд, этот закон убьет малый и средний бизнес, сделает монополистами 1–2 крупные компании, что, кстати, сейчас и происходит, по отзывам наших коллег, в Пермском крае. Не будет конкуренции – кому от этого польза? 
СРО предполагает более цивилизованный способ управления домами, так как имеет компенсационный фонд, действующий как подушка безопасности, в рамках саморегулируемой организации существует система страхования своих членов, стандарты и правила их деятельности. Мы сами имеем возможность избавляться от недобросовестных участников партнерства. СРО не требует вложения бюджетных средств для своей деятельности, в то время как создание системы лицензирования предварительно оценено в 1,5 млрд рублей в год из кармана налогоплательщика, при этом ответственность за выдачу лицензии недобросовестным компаниям перед собственниками и ликвидацию последствий их деятельности никто не несет.
Хотел бы напомнить, что около десяти лет назад лицензирование в жилищно-коммунальном хозяйстве было отменено, как не оправдавший себя механизм регулирования отрасли. За это время профессиональное сообщество пришло к пониманию необходимости саморегулирования своей деятельности. И в стране уже сформирован институт саморегулирования, он прошел проверку временем, его надо развивать и совершенствовать. 
Функции СРО гораздо шире, чем схема лицензирования. Саморегулирование как эффективная форма управления принята во всем мире и является одним из проверенных механизмов выстраивания отношений как с собственниками, так и между всеми участниками рынка ЖКХ. Вспомним, еще в прошлые века существовали «цеховые» объединения сапожников, портных, маляров, и они прекрасно решали все вопросы. Кстати, при вступлении России в ВТО стоял вопрос о введении саморегулирования в профессиональном сообществе страны. Поэтому мы выступаем за развитие саморегулирования в сфере ЖКХ, а лицензирование – это шаг назад. 

* * * 
Интересно, а что говорят на этот счет те, кто ежедневно решает текущие вопросы содержания наших домов? В качестве эксперта мы выбрали одну из 69 управляющих компаний, входящих в СРО. Это ООО ЖКХ «Центральный район» из Нягани. Компания обслуживает 68 пяти-, семи-, девятиэтажных домов в центральной части города, в общей сложности это 270 тысяч квадратных метров. Возглавляет управляющую компанию Нина Сагирова, она же является членом наблюдательного совета СРО Некоммерческое партнерство «Управляющих компаний жилищно-коммунального комплекса Югры». 

Ольга БЕЛОНОЖКИНА, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Югре:
– Обсуждение законопроекта о лицензировании деятельности управляющих компаний вызвало большой резонанс, в том числе и в юридических кругах. Мнения разделились. В качестве аргументов «против» называют коррупциогенность данного предложения, отсутствие практического смысла (очевидно, что лицензии получат уже существующие на рынке ЖКХ управляющие компании), достаточную продолжительность оформления лицензионных документов, а также смещение приоритетов проблематики, к примеру, отвлечение внимания от вопросов коммунальных неплатежей.
В то же время в соответствии с законом цель лицензирования – предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, обороне и безопасности государства. Такой ущерб может быть нанесен в ходе осуществления отдельных видов деятельности.
К задачам лицензирования также относятся предупреждение, выявление и пресечение нарушений закона. Таким образом, безусловный плюс лицензирования – контроль за деятельностью управляющих компаний, возможность административного наказания, если допущены нарушения. Лицензирование применяется тогда, когда невозможно регулировать деятельность иными методами.
В то же время надо понимать, что введение обязанности для управляющих компаний получать лицензию может не дать быстрого и положительного результата ввиду сложных отношений между управляющими компаниями и потребителями услуг, отсутствия исчерпывающего правового регулирования и наличия взаимных правовых претензий. 
На мой взгляд, при работе над законопроектом не следует ограничиваться внесением изменений в Жилищный кодекс РФ, необходимо продумать четкий механизм и порядок лицензирования, чтобы можно было предъявить исчерпывающий перечень требований и критериев к тем, кто осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере ЖКХ.

Нина САМОЙЛОВА, собственник жилья:

– В моей практике был печальный опыт, когда жильцы дома, в котором я купила квартиру, попытались сменить управляющую компанию. Она не выполняла условия договора: вовремя не убирала снег во дворе, что привело к образованию колеи, невозможно было проехать. Не отличались чистотой и подъезды, так как уборка их проводилась нерегулярно.
Мы стали собирать подписи, чтобы сменить управляющую компанию, но оказалось, что это не так-то просто сделать. УК не хотела возвращать бухгалтерские документы, и мы в течение полугода получали счета для оплаты сразу из двух компаний, это вносило путаницу в расчеты. Обратились с жалобой в Жилинспекцию, а в ответ услышали: это не по адресу, идите в суд. Старая управляющая компания действовала по принципу «не мытьем, так катаньем», в надежде, что рано или поздно нам надоест бороться и мы оставим все, как есть.
Если закон о лицензировании заставит управляющую компанию более ответственно относиться к своим обязанностям, я такой закон поддерживаю. А если этого можно добиться в рамках СРО – тоже не возражаю. 

«Новости Югры» № 10 (18740) от 30.01.2014

Опубликовано: 03.02.2014 11:00        Обновлено: 12.07.2016 10:52