Размер:
Цвет:

"Не говори «франшиза», пока не зарегистрируешь"

Чем известнее товар, тем легче его продать - люди охотнее покупают популярный продукт, потому что доверяют ему. Из этого можно извлечь дополнительную выгоду, если позволить другому предпринимателю за определенную плату использовать раскрученный бренд. Но что делать, если одна из сторон жульничает?

Какие опасности подстерегают бизнес и как их избежать, рассказывает Уполномоченный по защите прав предпринимателей в ХМАО-Югре, к.ю.н.  Ольга Белоножкина:

 

В чем привлекательность?

Как известно, идеи витают в воздухе, а кто смел (креативен), тот и получает прибыль от их использования. Бизнес - это любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды. На идеях и предприимчивости также можно заработать, если передать другому лицу права осуществлять предпринимательскую деятельность от своего имени, но под твоим брендом.

 

Франшиза  (фр. franchise —льгота), является объектом договора коммерческой концессии и представляет собой комплекс благ, состоящий из прав пользования брендом и бизнес-моделью правообладателя, необходимых для создания и ведения бизнеса.

 

Бренд - популярная, легко узнаваемая и юридически защищенная символика какого-либо производителя или продукта. Каков мотив у покупателя бренда? Ответ очевиден – получить гарантированную прибыль от деятельности, избегая необходимости придумывать ее вид, логотип компании и риска иметь убытки от провала бизнес-идеи. В случае с раскрученными, всемирно известными брендами франчайзинг (англ. franchise, «привилегия») – гарантия получения прибыли, при этом, срабатывает так называемый «эффект причастности», когда твой продукт покупают только потому, что уже доверяют раскрученному бренду.

В этом случае, пользователю остается только поддерживать качество и соответствовать уровню, заявленному собственником бренда. Таким образом, очевидно, что чем узнаваемей и успешней продукт, тем большую коммерческую привлекательность он имеет.

На чужих бизнес-идеях в салонный рай

Указанными доводами и руководствовался предприниматель из Нижневартовска, решивший воспользоваться брендом «Мобильный салон красоты». Автор идеи Сабирянова вложилась в изготовление логотипа, придумала саму бизнес-модель, общие принципы и алгоритмы деятельности, секрет производства, рекламные макеты и иные составляющие, необходимые для успешного ведения дела. Идея мобильных салонов красоты, при кажущейся простоте – гениальна: прибыль получаешь как от обычного салона, а расходы по аренде помещений, вложения в ремонтные, отделочные, дизайнерские работы и риски от пользования недвижимым имуществом отсутствуют.

Бизнес-модель является фундаментом успешной деятельности предпринимателя, а ее создание - одним из шагов стратегического планирования.

Заключение договора с Сабиряновой позволило нижневартовской бизнес-леди Загорной начать «свое» дело на территории Нижневартовска и Тюмени. Она получила консультационное сопровождение на всех этапах становления бизнеса по данной технологии, и постоянную прибыль от использования  раскрученного и вызывающего доверие бренда.

Деловые отношения между участниками сделки продолжались около полугода, после чего «предприимчивая» пользователь логотипа, технологий и бренда Сабиряновой осознала, что пользоваться всем вышеперечисленным можно и не выплачивая роялти (англ. Royalty - королевский, государственный) – вознаграждения за использование франшизы. Нижневартовский предприниматель узнала о том, что исключительные права на все, что являлось предметом договора – до настоящего времени Сабиряновой в федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам не зарегистрированы.

Это обстоятельство послужило основанием для обращения Загорной в арбитражный суд Югры с исковым заявлением о признании договоров коммерческой концессии недействительными и возврате всех уплаченных сумм в размере нескольких сотен тысяч рублей. Арбитражный суд удовлетворил требования, так как исключительные права на момент заключения договоров зарегистрированы не были, и формально предприниматель их собственником не являлась.

Кто виноват и что делать?

Закон суров, но он закон – распространенное выражение даже среди тех, чей род занятий далек от юриспруденции. Действительно, буква закона предписывает сначала зарегистрировать - застолбить за собой право, а только потом распоряжаться им.

При описываемых обстоятельствах не будет иметь значения ни факт успешной эксплуатации истицей исключительных (хотя и не зарегистрированных на момент заключения договоров) прав предпринимателя, ни факт регистрации таковых (который состоится в ближайшее время), ни объективно существующий и не зависящий от предпринимателя чрезмерно длительный срок регистрации прав в патентном ведомстве (а он составляет около года), ни отсутствие правового и практического опыта ответчицы (ведь незнание закона не освобождает от ответственности, а в нашем случае – от наступления неблагоприятных последствий имущественного характера).

Решение арбитражного суда Югры обжаловано в апелляционную инстанцию, но, независимо от результата рассмотрения жалобы очевидно следующее:

- предприниматель должен знать не только, как получить прибыль, но и как сохранить ее;

- соблюдение законодательства – лучшая гарантия правовой защищенности;

- наличие правового опыта либо консультация грамотного специалиста – необходимая составляющая ведения бизнеса;

- формирование благожелательной и добросовестной модели поведения участников бизнес-сообщества – залог взаимобезопасных, ответственных отношений и благоприятного экономического климата.

Опубликовано: 14.03.2014 15:31        Обновлено: 07.07.2015 15:16